В последние годы взаимный интерес между Узбекистаном и Центральноазиатским регионом в целом и странами-членами ЕС заметно усилился, что отражает растущее взаимодействие не только на правительственном и экспертном уровнях, но и среди широкой общественности.
С политической точки зрения, ключевым фактором развития отношений между Узбекистаном и ЕС является наличие политического диалога. Узбекистан установил стратегическое партнерство с тремя странами-членами ЕС, что отражает растущее сближение и общие интересы. Первое такое партнерство было заключено во время первого срока президента Шавката Мирзиёева, когда Венгрия и Узбекистан подписали Соглашение о стратегическом партнерстве в марте 2021 года в Ташкенте. Позже эти отношения были повышены до уровня расширенного стратегического партнерства во время ответного визита президента Мирзиёева в Будапешт в мае 2025 года. Второе стратегическое партнерство было установлено во время второго срока президента Мирзиёева, что было отмечено подписанием Совместной декларации с Италией во время его официального визита в Рим в июне 2023 года. Третье партнерство было заключено в его третий срок, когда Франция и Узбекистан приняли Совместную декларацию о стратегическом партнерстве в марте 2025 года в Париже, что еще больше укрепило растущие связи Узбекистана с ключевыми игроками ЕС.
С точки зрения общественного интереса, важно отметить растущее число туристов, посещающих Узбекистан из стран-членов Европейского союза. Сравнивая данные до пандемии с данными 2024 года, число туристов из ЕС увеличилось с примерно 70 000 до более 230 000, что представляет собой более чем трехкратный рост. В частности, Италия постоянно входит в тройку лидеров среди стран ЕС по количеству прибывающих туристов. В 2024 году Италия с примерно 40 000 итальянских туристов стала ведущим источником туризма из ЕС для Узбекистана. Эти цифры отражают не только устойчивое восстановление после пандемии, но и структурную интенсификацию туристических потоков между двумя странами. Они свидетельствуют об углублении интереса Италии к культурному и историческому наследию Узбекистана. Кроме того, в настоящее время между Италией и Узбекистаном выполняется четыре прямых рейса в неделю, что еще больше облегчает двустороннюю мобильность. В более широком плане такие исторические города, как Самарканд — культурная жемчужина Узбекистана и ровесник Рима с более чем 2700-летней историей, а также Бухара и Хива, привлекают все больше посетителей не только из Италии, но и со всего Европейского союза. Культурный обмен служит важной основой для укрепления двусторонних отношений. Чем глубже взаимопонимание, тем более эффективным и конструктивным является сотрудничество.
На региональном уровне взаимный интерес между центральноазиатскими государствами и Италией значительно усилился с 2023 года. Это растущее взаимодействие нашло отражение в серии визитов высокопоставленных региональных лидеров в Италию: президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в июне 2023 года, президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в январе 2024 года и президента Таджикистана Эмомали Рахмона в апреле 2024 года. Со стороны Италии президент Серджио Маттарелла посетил с официальным визитом Узбекистан в ноябре 2023 года и Казахстан в марте 2025 года, подчеркнув стратегическую приверженность Италии углублению связей с Центральной Азией. С точки зрения рыночного профиля, Италия занимает третье место среди экономических партнеров Центральной Азии после Китая и России. Среди стран региона Казахстан поддерживает самый высокий объем торговли с Италией. В 2024 году двусторонний товарооборот между Казахстаном и Италией увеличился на 25% и достиг почти 20 миллиардов долларов. Из этой суммы примерно 18 миллиардов долларов, или 90%, пришлось на экспорт казахстанской сырой нефти в Италию. Тем не менее, торговый оборот Италии с другими центральноазиатскими государствами остался более скромным: 438 миллионов долларов с Узбекистаном, около 250 миллионов долларов с Туркменистаном, около 240 миллионов долларов с Кыргызстаном и около 100 миллионов долларов с Таджикистаном. Эти цифры подчеркивают нереализованный экономический потенциал, который открывает для всех стран Центральной Азии возможности для расширения своих экономических горизонтов, а для Казахстана, в частности, перспективы диверсификации своего торгового ландшафта.
По приглашению президента Узбекистана премьер-министр Итальянской Республики Джорджия Мелони 28 мая прибыла с официальным визитом в Самарканд. В результате в Самарканде было подписано около десяти соглашений на сумму более 3 миллиардов евро. Три из этих документов направлены на формирование прочного и перспективного партнерства.
Прежде всего, соглашения в области образования имеют особое стратегическое значение, поскольку подлинные и прочные партнерские отношения могут быть установлены только на основе глубокого взаимопонимания друг друга – в идеологическом, культурном и историческом плане. Это, в свою очередь, лучше всего культивировать посредством совместных программ получения ученых степеней, институционального партнерства, сотрудничества в области научных исследований и культурных обменов. Эти механизмы не только способствуют укреплению доверия и знакомству, но и создают социальную инфраструктуру, необходимую для стратегического, долгосрочного согласования между странами. Эта концепция была конкретно продвинута во время встречи в Самарканде, где было объявлено об открытии филиала Университета Тушии в Узбекистане и запуске программ двойных дипломов с университетами Пизы, Тренто, Рома Тре и Ка' Фоскари. Параллельно с этим, в целях укрепления технического образования, ведущая итальянская компания Danieli и Академия ITS в Удине подписали стратегический меморандум о взаимопонимании с ташкентским филиалом Политехнического университета Турина.
Еще один фундаментальный документ касается сотрудничества в области устойчивого развития и защиты окружающей среды. С 2015 года все государства-члены ООН взяли на себя обязательства по реализации амбициозной «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Частичные успехи и недостатки Целей развития тысячелетия (ЦРТ), предшествующей структуры ЦУР 2030, показали, что для достижения таких всеобъемлющих целей требуется не только коллективные действия, но и устойчивая приверженность, скоординированная политика и адаптивные стратегии, адаптированные к различным региональным условиям. Особенно актуальной в этом контексте является проблема изменения климата. Согласно оценке Азиатского банка развития, при сценарии высоких выбросов изменение климата может привести к сокращению регионального ВВП на 17 % к 2070 году, а к концу века потери могут достичь 41 %. Между тем, Международный валютный фонд прогнозирует, что к 2060 году экономический показатель региона может снизиться почти на 7 %. Эти риски усугубляются предстоящим введением в 2026 году Европейской комиссией механизма пограничного углеродного регулирования (CBAM), который будет вводить углеродные налоги на импорт в ЕС в зависимости от углеродного следа. Эта мера направлена на приведение международной торговли в соответствие с глобальными климатическими целями. Без надлежащих подготовительных мер узбекские экспортеры рискуют понести значительные финансовые потери в отношении определенных категорий товаров. Учитывая эту значительную глобальную и региональную динамику, подписание данного соглашения о сотрудничестве является своевременным и крайне важным. Оно представляет собой проактивный шаг в направлении решения общих экологических проблем и обеспечения устойчивого экономического будущего региона.
Третье стратегически важное соглашение касается поощрения и взаимной защиты инвестиций — важнейшей правовой и институциональной основы для содействия долгосрочной экономической интеграции. Во-первых, оно укрепляет растущее экономическое присутствие Италии в Узбекистане, где уже работают почти 60 предприятий с частичным итальянским капиталом, в том числе 24 с полным итальянским капиталом. Это отражает не только коммерческий интерес, но и доверие инвесторов к развивающейся деловой среде Узбекистана. Во-вторых, соглашение соответствует более широкой геополитической и экономической перестройке в регионе. На первом саммите C5+EU в апреле президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о пакете инвестиций в регион в размере 12 млрд евро, позиционируя ЕС — и, соответственно, его государства-члены — как долгосрочных заинтересованных сторон в развитии Центральной Азии. Кроме того, Италия дополняет эту концепцию, направляя 41,6% своих проектов АБР в Центральную и Западную Азию, что подчеркивает ее стратегический политический интерес и приверженность развитию этого региона. В-третьих, на саммите C5+EU было достигнуто соглашение об открытии регионального представительства Европейского инвестиционного банка в Узбекистане — инициатива, которая еще больше продвигает долгосрочную повестку дня ЕС в области развития в Центральной Азии. В рамках этой развивающейся архитектуры соглашение между Италией и Узбекистаном о защите инвестиций играет важную роль в снижении рисков для потоков капитала, обеспечении прав инвесторов и институционализации двустороннего экономического сотрудничества. Таким образом, оно представляет собой не просто правовой инструмент, а перспективный механизм, призванный обеспечить долгосрочное стратегическое и экономическое присутствие Италии в регионе.
Очевидно, что саммит Италия-Центральная Азия, состоявшийся 30 мая 2025 года в Астане, подтвердил единство наших народов на международной арене. Прошедший через несколько недель после саммита C5+EU в Самарканде, этот мероприятие отражает растущее геополитическое значение Центральной Азии. Однако, в отличие от формата C5+EU, который делал акцент на межрегиональном сотрудничестве, этот саммит представляет собой взаимодействие между странами и регионом, что свидетельствует о намерении Италии выстроить особые стратегические и экономические отношения с Центральной Азией, которые будут дополнять общую позицию ЕС и одновременно продвигать национальные интересы Италии. Что наиболее важно, как заявила премьер-министр Джорджия Мелони в Астане во время недавней встречи с президентом Касым-Жомартом Токаевым 30 мая, «Италия была первой страной ЕС, которая решила инвестировать в отношения с Центральной Азией и отдельными государствами-членами, создав стабильный формат для обмена идеями...». Это также подтверждается тем, что Италия была первой европейской страной, которая инициировала диалог на министерском уровне с Центральной Азией еще в 2019 году, а последующие встречи были проведены в 2021 и 2024 годах. Таким образом, саммит в мае этого года стал первым собранием на уровне глав государств, служа логическим продолжением ранее начатых взаимодействий. С тех пор Берлин также активизировал свое взаимодействие между страной и регионом, о чем свидетельствует первый саммит «Германия-Центральная Азия», состоявшийся в Берлине 29 сентября 2023 года, за которым последовал второй саммит в Астане 17 сентября 2024 года.
Таким образом, активизация отношений между Узбекистаном и ЕС, в частности благодаря динамичному и многогранному партнерству с Италией, отражает более широкую стратегическую переоценку как регионального, так и международного взаимодействия. Пионерская роль Италии, проявляющаяся в постоянном политическом диалоге, расширении экономического сотрудничества, культурной дипломатии и совместных обязательствах в области устойчивого развития, подчеркивает сдвиг в сторону более глубоких партнерских отношений с конкретными странами. Соглашения, подписанные в ходе недавних визитов высокого уровня, свидетельствуют не только о зрелости двусторонних и многосторонних связей, но и об институционализации долгосрочного сотрудничества. По мере развития геополитической и экономической ситуации такие партнерства будут играть важную роль в продвижении взаимных интересов.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.