Как Центральная Азия выиграет от расширения транскаспийских транспортных маршрутов?

Аналитические заметки

31 июля, 2025

Делиться

Как Центральная Азия выиграет от расширения транскаспийских транспортных маршрутов?

В своем недавнем аналитическом обзоре для Caspian Policy Center Наргиза Умарова подчеркивает, как транспортная дипломатия Азербайджана — в частности, его стремление консолидировать восточно-западный и северо-южный коридоры — превращает Южный Кавказ в ключевой логистический узел. Инфраструктурные инициативы Азербайджана, включающие модернизацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и расширение Бакинского международного морского торгового порта, направлены на повышение конкурентоспособности Среднего коридора как жизнеспособной альтернативы северным маршрутам, проходящим через Россию. Это создает новые геополитические и геоэкономические возможности для центральноазиатских государств, не имеющих выхода к морю, особенно для Узбекистана, которые могут более эффективно выходить на европейские и мировые рынки через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).

 

Средний коридор, также известный как Транскаспийский маршрут, в последние годы приобрел популярность как торговая артерия между Востоком и Западом, соединяющая Китай и Центральную Азию с Европой через Каспийское море, Южный Кавказ и Турцию. Программа TRACECA Европейского союза и различные многосторонние логистические инициативы придали дополнительный импульс этому объединению. Благодаря значительным инвестициям Азербайджана в модернизацию портовых мощностей, железнодорожной инфраструктуры и торгового флота, в регионе наблюдается значительное сокращение логистических узких мест и задержек грузовых перевозок. Это не только способствует реализации амбиций Азербайджана, но и соответствует долгосрочным транспортным стратегиям стран Центральной Азии, стремящихся диверсифицировать свои экспортные и транзитные маршруты за пределы России и Китая.

 

Для Узбекистана ситуация более сложная. Хотя ТМТМ открывает многообещающие перспективы для торговли с Южным Кавказом и Турцией, его использование для крупномасштабного континентального транзита в Европу остается ограниченным. Умарова отмечает, что хотя в 2024 году через Средний коридор было перевезено 4,5 млн тонн грузов, что на 62% больше, чем в предыдущем году, только 1 млн тонн происходил из Узбекистана. Кроме того, по прогнозам Всемирного банка, даже к 2030 году только 40% от общего объема в 11 миллионов тонн грузов, которые, как ожидается, будут перевозиться по коридору, будут действительно трансконтинентальными. Большая часть выгод достанется Казахстану и Туркменистану, учитывая их географическую близость и интеграцию инфраструктуры. Для Узбекистана более тесное сотрудничество с южными коридорами через Иран или Пакистан может стать более прямым и эффективным торговым путем в Европу и на Ближний Восток.

 

Возникающий Южный коридор, соединяющий Китай, Кыргызстан, Узбекистан и проходящий через Туркменистан и Иран в Турцию и ЕС, может переопределить евразийскую связность. Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, после завершения строительства, сократит торговый маршрут между Восточной Азией и Европой на 900 км и сократит сроки доставки до восьми дней. Кроме того, интеграция Трансафганской железной дороги в более широкую структуру Среднего коридора может создать многоузловую логистическую сеть, простирающуюся от Индии и Персидского залива до Каспийского моря и Европы. Стратегическое расположение Узбекистана в центре этих пересекающихся маршрутов подчеркивает его потенциал в качестве ключевого игрока в евразийском транзите — при условии, что он сможет продолжить согласовывать развитие своей инфраструктуры с развивающимися региональными коридорами.

 

В конечном итоге, Умарова утверждает, что расширение транскаспийских транспортных связей — это не просто перевозка грузов. Это означает сдвиг в геополитической позиции Центральной Азии от изоляции к интеграции, от зависимости к диверсификации. С вводом в эксплуатацию новых железных дорог и портов регион имеет шанс утвердиться в качестве узла евразийской транспортной сети. Однако выгоды будут распределены неравномерно; стратегическое планирование и межрегиональная координация будут иметь решающее значение для Узбекистана и его соседей, чтобы в полной мере воспользоваться этими возможностями.

 

Читайте на Caspian Policy Center

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.