Путешествие по Узбекистану в течение последнего месяца принесло много сюрпризов, но ни один из них не был столь поразительным для кинорежиссера, как необычайное внимание, уделяемое в стране качеству видеопроизводства: от студенческих аккаунтов в социальных сетях до образовательных учреждений, музыкальных клипов и видеороликов по безопасности полетов.
Наши первые визиты в различные университеты с самого начала намекнули на тенденцию к профессиональному производству медиаконтента, где даже студенческие мероприятия, такие как «Модель ООН» или дебаты, снимаются многочисленной медиакомандой с помощью профессиональных телевизионных камер и осветительного оборудования. На некоторых университетских мероприятиях, которые мы посетили, также присутствовали представители государственных телеканалов. По мере того как мы путешествовали по регионам за пределами Ташкента, посещая языковые центры, эта тенденция продолжалась. Даже в менее обеспеченных центрах с меньшим количеством студентов и явно ограниченными учебными ресурсами экскурсия всегда включала посещение «медиа-уголка» с беззеркальными камерами нового поколения, двумя ключевыми светильниками с софтбоксами, набором петличных микрофонов и RGB-световыми трубками. Эти установки, хотя и сложные и требующие профессиональных знаний для работы, удивительно одинаковы во всех регионах, несмотря на явные различия в масштабах и целях центров.
Коллаж из снимков, взятых из Instagram различных учебных центров
Откуда берется эта однородность в производстве видео? Является ли это результатом того, что небольшие предприятия следуют примеру устоявшихся центров, чтобы привлечь клиентов? Ответ, по-видимому, кроется как в культуре, так и в экономике.
В отличие от Северной Америки, где отполированный профессиональный контент, публикуемый в социальных сетях, особенно вертикальный видеоконтент, считается неаутентичным, курируемым и поэтому избегаемым, подход Узбекистана к видеоконтенту отражает отношение Восточной Азии. В Китае или Японии люди привыкли видеть профессиональную кинематографию наряду с прямыми трансляциями, направленными на продвижение товаров, и ассоциируют высокое качество видео с доверием к продукту. Камеры уровня просумаров, с помощью которых снимаются вертикальные видео, гораздо более распространены в азиатских странах. Аналогичная логика применима и в Узбекистане: учебные центры уделяют значительное внимание своему имиджу в Интернете, ориентируясь на алгоритм и население, которое предпочитает короткие видео.
В отличие от государственных школ, которые мы посетили, где администраторы и менеджеры в основном являются людьми старше 30 лет, недавно созданные языковые центры и частные школы все чаще управляются молодыми людьми. Одно из учебных заведений по изучению английского языка, которое мы посетили в Карши, независимо управлялось двумя сестрами в возрасте 21 и 17 лет. Для них социальные сети являются основным каналом для продвижения и набора студентов. Многие владельцы этих центров связывают большую часть своего успеха в маркетинге с профессиональным присутствием в СМИ. Брендинг имеет первостепенное значение, и с постоянно растущим рынком онлайн-курсов, предлагаемых этими центрами, продвижение в социальных сетях не исчезнет в ближайшее время. Как только конкретная формула набора студентов доказала свою эффективность, в данном случае это профессионально освещенный человек, стоящий перед книжной полкой, освещенной RGB-лампой, и объясняющий секреты поступления в престижные университеты США, другие последуют его примеру. Благодаря этим видео мы можем заглянуть в будущее образовательной системы Узбекистана и увидеть, какую роль в ней будут играть социальные сети. Предпринимательский дух очевиден: молодые люди делятся информацией, чтобы помочь другим, которые проходят через те же сложные испытания. Однако при информировании других о образовании стоит обратить особое внимание на потенциальную «потерю поколения» из-за чрезмерного копирования контента, явление, усиливаемое социальными сетями.
Музыкальные клипы, которые мы видели, также отражали стремление молодежи приблизиться к американской культуре. В отличие от азиатских, европейских и латиноамериканских музыкальных клипов с их характерными особенностями, большинство современных музыкальных клипов, которые в настоящее время возглавляют узбекские чарты, производятся в той же эстетике, что и их американские аналоги: зернистость, имитация пленки, яркая цветная типографика и множество отсылок к американской поп-культуре. Но такая тенденция среди молодежи может не отражать общие культурные тенденции Узбекистана.
Для обратного путешествия в Ташкент мы сели на рейс авиакомпании «Uzbekistan Airways». Видео по безопасности полетов всегда интересно сравнивать, особенно в случае национальных авиакомпаний. Эти видео представляют собой уникальный и специфический объект сравнения, который концентрирует в себе более широкие культурные тенденции страны и одновременно рассказывает нам о том, как страна хочет представить себя на мировой арене для иностранных путешественников. По сравнению с другими, стиль видео «Uzbekistan Airways» занимает интересное промежуточное положение.
Большинство видеороликов богатых ближневосточных авиакомпаний, как и их страны, ориентированы на западную культурную чувствительность. «Qatar Airways» пригласила Кевина Харта в качестве диктора своего видеоролика, а элементы катарской культуры присутствуют в нем лишь в качестве мозаики на заднем плане. Видеоролик «Uzbekistan Airways» по стилю все еще близок к западным авиаперевозчикам. Как и в видеороликах «Air Canada» или «Air France», каждый отдельный сегмент — ремни безопасности, откидные спинки, спасательные жилеты — снят в разных регионах страны, чтобы продемонстрировать ее разнообразие. Демонстрация систем безопасности самолета сочетается с другими элементами или декорациями. Багажные полки — это ручные узбекские корзины с базара, а аварийные огни — аллея Шах-и-Зинда.
Несмотря на западную форму, суть видео по-прежнему глубоко узбекская. Узбекские костюмы и музыка доминируют в видео на протяжении всего ролика. Видео «Air Astana» предлагает очень близкую точку сравнения. Фильм с демонстрацией мер безопасности снят аналогичным образом в различных местах Казахстана, с демонстрацией функций безопасности, интегрированных в гибридную обстановку. Однако он кажется более ориентированным на Запад. В отличие от традиционной музыки, которую использует «Uzbekistan Airways», «Air Astana» ремикширует культурные музыкальные мотивы с электро-попом, устраняя слой культурной гордости, ощущаемый в видео «Uzbekistan Airways». Такие пейзажи, как площадь Регистан и Аяз-Кала, привлекают людей, желающих узнать о культуре Узбекистана, а не изображают страну как больничную страну чудес для западных туристов.
Узбекистан быстро развивается. Из анекдотических наблюдений и неформальных разговоров во время этой поездки мы можем ясно увидеть огромную привлекательность американской культуры для молодежи. Тем не менее, как и в более широком контексте международных отношений страны, ключевым моментом будет умение лавировать между внешним влиянием и сохранением внутренней идентичности. В сфере СМИ, образования и культурного экспорта Узбекистан находится на перепутье — и то, как он решит рассказать свою историю, определит не только то, как его будет воспринимать мир, но и то, как это поколение и следующее поколение будут воспринимать себя.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.