В новом аналитическом документе Центра американских исследований ИПМИ исследуется растущая конкуренция между внешнеполитическими векторами США, России и Ирана вокруг судьбы Зангезурского коридора — ключевого звена Срединного транспортного маршрута, призванного связать Китай с Европой через Южный Кавказ и Центральную Азию. Авторы подчеркивают, что Зангезурский коридор представляет собой не просто инфраструктурный проект, но — инструмент геоэкономического перераспределения влияния в регионе, обостряющий вопросы суверенитета, безопасности и долгосрочной региональной архитектуры.
Особое внимание в докладе уделено предложению США об аренде маршрута через южную часть Армении сроком на 100 лет, с передачей операционного контроля частной компании, действующей как нейтральный гарант. Эта инициатива одновременно стремится обеспечить Азербайджану стабильный транзит в Нахичевань и далее в Турцию, а Армении — сохранение формального суверенитета. Исследование подчеркивает, что такое решение может изменить баланс сил в регионе, ослабляя рычаги России и Ирана, при этом предоставляя странам Центральной Азии — особенно Казахстану и Узбекистану — возможность прямого выхода к европейским рынкам в обход российских и иранских маршрутов.
В то же время авторы оценивают многочисленные препятствия. В Армении аренда коридора воспринимается как угроза утраты контроля над стратегическим регионом Сюник. Внутриполитическая нестабильность, давление со стороны оппозиции и историческая недоверчивость к крупным державам создают значительный риск срыва переговоров. Россия и Иран, в свою очередь, рассматривают реализацию проекта как подрыв своих геоэкономических интересов: Москва может ограничить энергетические поставки в Армению и усилить контроль над альтернативными маршрутами, в то время как Тегеран уже открыто демонстрирует военную активность у азербайджанской границы и усиливает риторику в отношении региональной изоляции.
Авторы подытоживают, что Зангезурский коридор становится точкой пересечения стратегий трёх конкурирующих держав, и его реализация потребует не только дипломатической гибкости, но и создания доверительных механизмов региональной безопасности. По мнению авторов, успех проекта может задать прецедент для разрешения долгосрочных конфликтов через институционализированные формы экономической кооперации. Однако в случае провала, коридор рискует превратиться в ещё одну замороженную линию напряженности в сложной системе южнокавказских противоречий.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.