Ибрагим Мавланов

experts_in

Ибрагим Мавланов

Профессор

Центр Экономической Дипломатии

Биография

Ибрагим Раджабович Мавланов - профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры «Международные финансы и инвестиции», Университет мировой экономики и дипломатии, Узбекистан. В 2005-2015 годах был заведующим кафедрой «Практическая дипломатия», в 2015-2018 годах - заведующим кафедрой «Международная торговля и инвестиции» Университета мировой экономики и дипломатии. В 1992-2005 гг.: начальник отдела внешнеэкономических связей МИД, глава дипломатической миссии Узбекистана в Латвии, главный консультант по межгосударственным отношениям Аппарата Президента Республики Узбекистан, Чрезвычайный и Полномочный посол Узбекистана в Индии и Бангладеш, первый заместитель министра иностранных дел Узбекистана. До 1992 года работал в научно-прикладной сфере применения информационных технологий и математических методов в экономике, разработки автоматизированных систем управления. Проводил исследования и читал лекции в университетах Германии (Universität Gießen), Японии (Университет Васэда), Индии (Центр исследований и информационных систем), России (МГИМО, РУДН и Дипломатическая академия). Обладатель международных научных грантов: Германской службы академических обменов, Японского фонда, Индийской программы технического и экономического сотрудничества, ООН в Узбекистане, а также республиканских научных грантов Академии наук Узбекистана. Является автором более 20 книг (монографий, учебников, учебных пособий), изданных в Узбекистане и за рубежом, и более 200 научных статей в области международных экономических отношений, мировой экономики, экономической дипломатии, внешней политики и экономико-математических методов.

Публикации

outputs

Аналитические заметки

04.18.2024

Центральная Азия в региональной и мировой торговле: экспорт должен кратно нарастать

outputs

Аналитические заметки

01.09.2023

Новая архитектура транспортных потоков Узбекистана и Центральной Азии — приоритет торгово-экономического развития

Президент Шавкат Мирзиёев в очередном Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана поставил важнейшую задачу: обеспечить увеличение экспорта готовой продукции на четыре миллиарда долларов, что должно превысить объем 23 млрд долларов на следующий год. Стоит отметить, что среди целей Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы также значится доведение объемов экспорта республики в 2026-м до 30 млрд долларов. Реализацию экспортной политики лидер Узбекистана предлагает осуществлять посредством развития транспортно-коммуникационной сферы Узбекистана и Центральной Азии в целом. 

Продвижение и реализация инициатив Президента, выдвигаемых на международных форумах, позволит сформировать новую архитектуру транспортных потоков Узбекистана и ЦА. В связи с этим важно глубоко изучить истоки и процесс эволюции конкретных событий в Узбекистане и на международной арене за последние годы, которые придавали импульс развитию транспортно-коммуникационной сферы в регионе.  

Важным историческим событием в этом направлении стало выступление Президента на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, где глава государства подчеркнул, что главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан определяет регион Центральной Азии. Для этого лидер страны предложил обсудить фундаментальные проблемы ЦА на международной конференции высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», которая прошла в ноябре того же года в Самарканде. Выступая на форуме, Президент еще раз заявил о намерении превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион, обозначив конкретные задачи по его реализации. Тогда глава государства особо выделил два приоритетных направления: развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления кооперации; эффективное задействование транзитно-логистического потенциала региона и развитие транспортной инфраструктуры.

В целях создания дополнительных благоприятных условий для дальнейшей диверсификации внешнеторговых транспортных коридоров, повышения транзитного потенциала, а также развития конкурентоспособности отечественных транспортно-логистических компаний на внешних и внутреннем рынках 2 декабря 2017 года было принято постановление Президента «О мерах по совершенствованию транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы». Документом утверждена Комплексная программа совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы. В ее рамках проведена системная работа по совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы и практической реализации международных договоренностей, развитию новых транспортно-транзитных коридоров и сети логистических центров, расширению парка автотранспортных средств и воздушных судов, формированию условий для эффективной перевозки и обработки грузов Узбекистана в сопредельных государствах.        

В качестве приоритетных направлений взаимодействия стран Центральной Азии Президент Узбекистана предлагает поиск новых резервов и действенных механизмов расширения эффективного регионального сотрудничества, отмечая важность выработки конкретных программ партнерства в торгово-экономической и транспортно-коммуникационных сферах. В этом вопросе приоритетом должна стать реализация транспортно-коммуникационных проектов, которые позволят связать Центральную Азию с крупнейшими морскими портами и мировыми рынками.   

Эта инициатива была реализована, и уже в сентябре 2018-го в Ташкенте состоялась международная конференция высокого уровня «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности». В ее работе приняли участие более 500 специалистов из 37 стран мира и представители 25 международных организаций, финансовых институтов и ведущих транспортных компаний. Принимая во внимание масштабы задач по устранению проблем, стоящих перед Центральноазиатскими государствами в сфере развития и модернизации транспортной системы региона, стороны выразили заинтересованность в принятии региональной Программы развития транспортных коммуникаций. Кроме того, озвучено предложение о последовательном сближении национальных законодательств с международными стандартами с целью облегчения международных грузовых перевозок, транзита и процедур пересечения границ, а также подчеркнута важность принятых по инициативе стран Центральной Азии международных документов, нацеленных на укрепление регионального сотрудничества, межрегиональных транспортных связей и успешную интеграцию региона в мировые транспортно-хозяйственные связи.   

Транспортно-коммуникационное сотрудничество стран Центральной Азии активизируется и в рамках ШОС. Для расширения взаимовыгодной торговли между государствами - членами объединения, создания новых и совершенствования существующих транспортно-логистических инфраструктур Президент Узбекистана выдвинул ряд инициатив, нацеленных на консолидацию усилий ШОС в транспортной сфере. Предложения главы государства находят широкую поддержку. Яркий тому пример - утверждение в ходе заседания Совета глав правительств государств ШОС в Ташкенте в ноябре 2019-го Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств - членов ШОС, разработанной по инициативе Президента Шавката Мирзиёева. 

В целях повышения транспортно-логистического потенциала страны укрепляются институциональная основа и нормативно-правовая база. В частности, Указом главы государства от 1 февраля 2019 года создано Министерство транспорта, которое определено в качестве органа государственного управления по выработке и реализации единой государственной политики в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства. 

В Послании Олий Мажлису 24 января 2020 года Президент акцентировал внимание на необходимости развития транспортной сферы, подчеркнув, что это важно для своевременной доставки нашей продукции на внутренний и внешний рынки, а также снижения ее себестоимости. Спустя почти год в Обращении от 29 декабря 2020-го лидер Узбекистана заявил, что сделаны первые практические шаги по реализации проекта строительства Трансафганского транспортного коридора, который соединит Центральную Азию с Индийским океаном. Его осуществление, отметил глава государства, послужит обеспечению стабильности и устойчивого экономического развития во всем регионе.     

Поистине историческим можно назвать выступление руководителя страны на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2020 года, где отмечалось: сегодня перед государствами Центральной Азии стоит важная стратегическая задача - обеспечить глубокую интеграцию региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры.    

Выступая на международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» 16 июля 2021 года, Президент Шавкат Мирзиёев предложил создать современную, эффективную и безопасную транспортно-логистическую инфраструктуру в Центральной и Южной Азии. По его убеждению, ключевым элементом всей архитектуры взаимосвязанности наших регионов призвана стать железная дорога Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар. Как подчеркнул глава Узбекистана, строительство этой железной дороги позволит в полной мере реализовать транзитный потенциал двух регионов, сформировать кратчайший маршрут, значительно сократить сроки и издержки на транспортировку грузов.

Эта тема широко была затронута и на третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Туркменистане 6 августа 2021-го, где Президент Узбекистана, говоря об общих стратегических интересах, отметил необходимость эффективно задействовать транспортно-транзитный потенциал региона. При этом он высказал глубокую убежденность в том, что разветвленная и интегрированная транспортная система наших стран способна стать ключевым транзитным хабом на Евразийском континенте.

Поставленные Президентом Узбекистана задачи по транспортной проблематике на международных форумах нашли отражение в Стратегии развития. Так, цель 36 предусматривает обеспечить развитие единой транспортной системы во взаимосвязи со всеми видами транспорта, создание условий для возможности осуществления ежедневных поездок на рейсовых транспортных маршрутах между крупными городами. Это совершенствование системы общественного транспорта и развитие его инфраструктуры в городе Ташкенте и регионах; повышение привлекательности междугородних и пригородных железнодорожных маршрутов; развитие рынка транспортных и логистических услуг и инфраструктуры, доведение уровня электрификации железнодорожной инфраструктуры до 60 процентов и ускоренное развитие сети автомобильных дорог; расширение «зеленых коридоров» и транзитных возможностей в транспортной системе для осуществления внешней торговли, а также увеличение объема транзитного грузооборота до 15 миллионов тонн.

На заседании Совета глав государств - членов ШОС в Самарканде 16 сентября 2022 года Президент Узбекистана, говоря о Концепции ШОС по укреплению взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, предложил создать при поддержке ООН Межрегиональный центр по взаимосвязанности в городе Ташкенте. Лидер Узбекистана назвал историческим событием подписание в рамках саммита трехстороннего Соглашения о строительстве железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, а также призвал поддержать и другой стратегически важный проект - строительство железнодорожного коридора Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар. По мнению Президента Шавката Мирзиёева, реализация этих двух проектов откроет широкие возможности для усиления взаимосвязанности, увеличения взаимной торговли и инвестиций, в целом - обеспечения устойчивого экономического роста на пространстве организации.  

А на заседании Совета глав государств Организации тюркских государств в Самарканде 11 ноября 2022 года Президент, говоря о Транскаспийском международном коридоре, сообщил, что Узбекистан транспортирует через этот коридор десять процентов своих внешнеторговых грузов. Глава государства подчеркнул: основное внимание следует уделить повышению конкурентоспособности транзитных коридоров в регионе, введению максимально благоприятных тарифов для бизнеса, созданию современной транспортной инфраструктуры.

***

Приведенные факты и события, конкретные предложения и инициативы Президента Шавката Мирзиёева по транспортно-коммуникационным коридорам в Узбекистане и на международной арене показывают, что мы последовательно ставим перед собой структурные задачи по модернизации сферы, направленные на формирование новой архитектуры транспортных потоков Узбекистана и Центральной Азии. Чтобы реализовать их, необходимы системные фундаментальные и прикладные научные исследования, итогом которых должна стать разработка стратегических концептуальных подходов и действенных механизмов регионального транспортного сотрудничества.     

Целесообразно подчеркнуть: Президент Шавкат Мирзиёев системно выдвигает новые идеи и инициативы по развитию транспортных потоков и концептуализации стратегии Узбекистана по транспортным коридорам в регионе. Это также подтверждает и то, что страна всесторонне стремится развивать северный, северо-западный, южный, юго-западный и восточный международные транспортные коридоры, что позволит получить доступ к рынкам европейских стран, Турции, Пакистана, Индии, Китая и другим.   

Ибрагим Мавланов.

доктор экономических наук.