Центр Устойчивого Развития

Центр Устойчивого Развития

Центр устойчивого развития Института перспективных международных исследований при Университете мировой экономики и дипломатии Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

 

Основной целью функционирования Центра является содействие эффективной реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития посредством проведения научно-методологической и информационно-аналитической деятельности.

 

Задачи Центра:  

 

  • проведение фундаментальных и прикладных исследований по вопросам устойчивого развития в страновом, региональном и международном контексте;
  • формирование экспертной платформы для обсуждения и разработки рекомендаций по достижению Целей устойчивого развития с представителями международных, общественных, государственных и частных организаций, а также научного сообщества;
  • подготовка информационно-аналитических документов и рекомендаций по актуальным проблемам устойчивого развития для использования органами управления страны;
  • подготовка и внедрение в учебный процесс новых курсов и программ в сфере устойчивого развития, направленных на повышение эффективности профессиональной, научно-исследовательской и аналитической подготовки специалистов-международников.
  • сотрудничество и реализация совместных проектов с международными организациями и зарубежными научно-исследовательскими институтами в сфере мониторинга и анализа тенденций устойчивого развития;

 

Направления деятельности Центра:

 

  • научно-исследовательская деятельность: проведение фундаментальных и прикладных исследований;
  • проведение мероприятий, направленных на сбор эмпирического материала для исследований;
  • экспертно-консультативная деятельность;
  • образовательная и просветительская деятельность, включая разработку учебно-методических материалов, учебников и пособий, проведение тренингов для образовательных, общественных, государственных организаций и бизнес структур;
  • организация зарубежных стажировок, учебных поездок и других мероприятий;
  • организация и проведение мероприятий по актуальным международным вопросам.

 

Предварительный перечень мероприятий на 2022-2023 годы

  1. Презентация/запуск Доклада о человеческом развитии 2022
  2. Краткое изложение политики трудовой миграции
  3. Краткое изложение политики в отношении добровольцев ООН
  4. Разработка модуля по песням для разной аудитории, включая местные органы власти;
  5. Участие в подготовке добровольного отчета стран по ЦУР
  6. Тренинги по локализации ЦУР

 

ДИРЕКТОР ЦЕНТРА

Эксперты

leader

Одилбек Манабов

Научный сотрудник

Подробнее
leader

Азизжон Зиёдуллаев

Научный сотрудник 

 

Подробнее
leader

Саодат Умарова

Научный сотрудник

Подробнее
leader

Акбар Мавлонов

Научный сотрудник 

Подробнее
leader

Д-р Искандар Абдуллаев

Старший научный сотрудник

Подробнее
leader

Шахбоз Ахмедов

Руководитель центра

Подробнее

Публикации

outputs

Исследовательские статьи

12 октября, 2024

Слепое пятно в водной политике. Является ли Узбекистан нетто-экспортером или импортером воды?

В своей новой статье Одилбек Манабов рассматривает торговый баланс виртуальной воды Узбекистана, оценивая, является ли страна нетто-импортером или экспортером виртуальной воды. Его анализ показывает, что экспорт Узбекистана содержит около 15,02 триллиона литров виртуальной воды, а импорт – 12,94 триллиона литров, что приводит к положительному сальдо торговли виртуальной водой в размере 2,08 триллиона литров. Несмотря на такое положительное сальдо, полученные данные свидетельствуют о критической проблеме для Узбекистана – страны с дефицитом воды, где чистый экспорт виртуальной воды представляет значительный риск для устойчивого управления водными ресурсами и долгосрочной водной безопасности. Автор обсуждает ограничения в точности данных из-за отсутствия подробной информации, подчеркивая необходимость лучшего сотрудничества с государственными органами, прозрачной отчетности и расчетов водного следа на местном уровне.

 

В статье приводится аргумент в пользу регулярного анализа виртуальной торговли водой для поддержки более обоснованных политических решений, направленных на оптимизацию управления ресурсами. Узбекистану рекомендуется уделять приоритетное внимание импорту водоемкой продукции и сосредоточить внутреннее производство на менее водоемких товарах, чтобы снизить нагрузку на национальные водные ресурсы. Эта стратегия особенно важна в контексте роста населения Центральной Азии и увеличения спроса на воду, что требует устойчивого водопользования и сбалансированной системы торговли для обеспечения будущих потребностей страны в воде.

 

Читайте и загружайте статью (на английском языке) ниже

outputs

Комментарий

10 октября, 2024

Позиции Саудовской Аравии и ОАЭ в отношении членства в БРИКС

В августе 2023 г., после трехдневных закрытых обсуждений между членами БРИКС на саммите под председательством ЮАР, Сирил Рамафоса(президент ЮАР) объявил о решении направить приглашение Аргентинской Республике, Арабской Республике Египет, Федеративной Демократической Республике Эфиопия, Исламской Республике Иран, Королевству Саудовская Аравия и Объединенным Арабским Эмиратам стать полноправными членами БРИКС с 1 января 2024 г. К указанной дате четыре из шести приглашенных стран официально стали членами БРИКС, в то время как Аргентинская Республика отозвала запланированное вступление, а Саудовская Аравия все еще рассматривает возможность своего вступления.

 

Планируемые общие цели Саудовской Аравии и ОАЭ при вступлении в БРИКС заключаются в том, чтобы изменить баланс и застраховать свои экономические и геополитические интересы на фоне стремительно меняющегося глобального ландшафта. Воспринятое отсутствие поддержки со стороны США для Саудовской Аравии после атаки на НПЗ Абкайк и Хурайс в 2019 г., а также для ОАЭ после атаки на Абу-Даби в 2022 г. побудило их посчитать, что Вашингтон не столь привержен безопасности Персидского залива, как в прошлом, что заставило их переоценить свою зависимость от внешних союзников в плане гарантий безопасности. Помимо этого, учитывая, что Саудовская Аравия и ОАЭ являются одними из основных экспортеров нефти для членов-основателей БРИКС, за исключением России, решение стран Персидского залива добиваться членства в БРИКС направлено на диверсификацию их экономических отношений, что соответствует их большим стратегиям.

 

Королевство Саудовская Аравия. Для Саудовской Аравии вступление в БРИКС означало бы смещение от прежней ориентации на Соединённые Штаты к позиции независимой региональной державы и де-факто лидера ССАГПЗ и арабского мира. В этой связи, причина задержки с членством в БРИКС кроется в том, что Эр-Рияд тщательно выстраивает свою внешнюю политику на фоне обострения геополитических напряжений между США, Китаем и Россией. Усиление связей королевства с Пекином вызывает беспокойство в Вашингтоне, особенно после таких ключевых событий, как визит Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию в декабре 2022 г., в результате которого было заключено соглашение о «Всеобъемлющем стратегическом партнерстве». Эти опасения еще больше усилились после состоявшегося при китайском посредничестве саудовско-иранского сближения в марте 2023 г., а также в ноябре 2023 г., когда Центральный банк Саудовской Аравии (SAMA) заключил трёхлетнеесоглашение о свопе в национальных валютах с Народным банком Китая (PBOC).

С экономической точки зрения, Саудовская Аравия с 2016 г. стремится диверсифицировать свою экономику, чтобы снизить зависимость от нефти, в рамках стратегии «Видение 2030». БРИКС, в свою очередь, предоставляет платформу для сотрудничества с развивающимися экономиками в таких секторах, как технологии, возобновляемая энергия, инфраструктура и инновации, что помогает Саудовской Аравии расширить свои экспортные возможности за пределы традиционных поставок нефти. Более того, учитывая тот факт, что Китай и Индия являются двумя основными направлениями общего экспорта Саудовской Аравии, вступление в БРИКС вписывается в более широкую стратегию диверсификации внешних связей и, в частности, по построению более тесных отношений с этими странами.

Кроме того, БРИКС может послужить многосторонней платформой для дальнейшего сотрудничества и диалога с геополитическим соперником – Ираном. В этой связи есть вероятность, что Саудовская Аравия, после необходимой дипломатической паузы, примет приглашение вступить в БРИКС.

 

ОАЭ. Несмотря на то, что экономика ОАЭ не достигает триллионного уровня, страна играет непропорционально значимую роль в международной энергетике, торговле и финансах, и включение в БРИКС служит подтверждением статуса страны как глобального хаба.

 

В условиях обострения глобальной конфронтации Абу-Даби считает долгосрочные инвестиции в сотрудничество оптимальным способом развития. По словам официальных лиц, ОАЭ не рассматривают свое вступление в БРИКС как вступление в блок. Напротив, это просчитанный экономический маневр, направленный на диверсификацию партнерских отношений и получение доступа к рынкам таких стран, как Россия и Бразилия, которые занимают 8-е и 11-е места по мировому ВВП соответственно, при этом сохраняя традиционные связи со странами Запада. Кроме того, ОАЭ стремится к дальнейшему укреплению экономических отношений со своими крупнейшими торговыми партнерами - Китаем и Индией. Это соответствует более широким инициативам Абу-Даби по укреплению связей как со странами Глобального Севера, так и с Глобальным Югом. Об этом чётко заявил министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдулла бин Заид, когда сказал: «ОАЭ последовательно отстаивают ценность многосторонних отношений в поддержке мира, безопасности и развития во всем мире». Этот подход играет ключевую роль в достижении цели ОАЭ — удвоить свой ВВП к 2031 г., сократить зависимость от нефти и создать экономику, основанную на знаниях, в рамках стратегии «Мы — ОАЭ 2031».

 

Кроме того, ОАЭ стремятся диверсифицировать свою национальную экономику, делая акцент на увеличении доли ненефтяного экспорта на зарубежные рынки и повышении приток прямых иностранных инвестиций в ОАЭ, особенно учитывая, что группа БРИКС представляет собой важный источник иностранных инвестиций в таких перспективных сферах, как транспорт, финансовые услуги, технологии и чистая энергия. Подтверждением тому может служить «Команда финансового мониторинга БРИКС» в правительстве ОАЭ, созданная Министерством финансов, которая в настоящее время активно участвует в обсуждении таких ключевых вопросов, как валютно-финансовая система, финансирование инфраструктуры и роль многостороннего финансирования в развитии инвестиционных проектов. Через своё членство в БРИКС, ОАЭ рассчитывают играть ведущую и ключевую роль в развитии инициатив, запускаемых БРИКС, и укрепить своё положение как страны-лидера в усилиях по экономическому сотрудничеству и защите экономического плюрализма.

 

Вступление ОАЭ в БРИКС свидетельствует о желании страны уменьшить зависимость от западных партнёрств, что подчёркивает стремление страны усилить свое геополитическое влияние, стимулировать многостороннее сотрудничество и не только адаптироваться к многополярному миру, но и играть более значимую роль в формировании меняющегося ландшафта мирового порядка и более эффективно отстаивать свои национальные интересы.

 

Загружайте комментарий ниже

outputs

Аналитические заметки

08 апреля, 2024

Искусственный интеллект: изучение его социальных последствий

В этой статье исследуется социальное влияние искусственного интеллекта (ИИ) и даются идеи по эффективному управлению его последствиями. Хотя ИИ обладает потенциалом для социальных преобразований, он также вызывает серьезные этические, экономические и социальные проблемы. В этом документе рассматриваются ключевые аспекты, такие как этика, увольнение, конфиденциальность и защита данных, алгоритмическая предвзятость, социальное неравенство, подотчетность и нормативная база, прозрачность и понятность, а также ориентированный на человека дизайн. Устранив эти факторы, политики, лидеры отрасли и заинтересованные стороны могут направить разработку и внедрение ИИ в соответствие с человеческими ценностями, способствуя более инклюзивному и устойчивому будущему.


Данная статья была подготовлена ​​Муштари Усмановой под руководством Шахбоза Ахмедова.

Читать статью

outputs

Аналитические заметки

27 марта, 2024

Строительство канала Куш-Тепа: что поставлено на карту для Центральной Азии?

Центральная Азия, исторически характеризующаяся как водная «горячая точка» из-за своего географического положения, засушливого климата и динамичного перемещения населения, уже давно сталкивается с трудностями, связанными с водой, особенно после постсоветских преобразований. Распад единой экономической системы в 1991 году побудил новые независимые государства создать отдельные национальные структуры управления водными ресурсами, что существенно изменило совместное планирование, распределение и управление водными ресурсами. В ответ пять вновь образованных стран Центральной Азии в 1992 году учредили Межгосударственную координационную водную комиссию (МКВК) для надзора за региональным управлением водными ресурсами, первоначально придерживаясь принципов вододеления советских времен. Однако неудовлетворенность этими механизмами привела к гидрополитическому тупику, вызванному расхождением экономического давления и стратегий развития среди стран Центральной Азии.

Читать аналитическую записку

outputs

Медиа-ресурсы

13 января, 2024

Центральная Азия в процессе перехода к новому технологическому укладу: оценка ситуации и перспективы

Четвертая промышленная революция, также известная как Индустрия 4.0, относится к широкому спектру технологических инноваций, включая Интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (ИИ), автоматизацию, большие данные (Big Data) и другие цифровые технологии. Эти технологии вносят существенные изменения в производственные процессы, услуги и общество в целом. Общепризнано, что цифровая трансформация уже сегодня стала драйвером развития мировой экономики, а в течение последующих десяти (ИКТ) будут еще глубже интегрированы в экономику и общество стран мира. По прогнозам международной компании по изучению рынка цифровизации «International Data Corporation», к 2023 г. более 50% всех расходов в сфере ИКТ в мире придется именно на цифровую трансформацию и инновации. При этом исследования показывают, что цифровая экономика растёт в среднем в 2,5 раза быстрее всей экономики в целом, а инвестиции в цифровые технологии опережают «нецифровые» в 6,7 раз. Исследования показывают, что за последние тридцать лет увеличение инвестиций в цифровые технологии на один доллар приводило к увеличению ВВП до 20 долларов, в то время как аналогичное увеличение инвестиций в нетехнологичные отрасли приводили к увеличению ВВП только на 3 доллара.

Скачать полное интвервью

outputs

Доклады

03 октября, 2023

Лучшие международные практики устойчивого финансирования программы иммунизации

Мы изучили стоимость и финансирование национальных программ иммунизации в 28 странах с низким и средним уровнем дохода: их законодательство в области иммунизации, отсортировав их по сторонам, ответственным за финансирование, заинтересованным сторонам, действующим программам, охватываемым вакцинам, продвижению, донорской организации и процессам реализации. На основе анализа в качестве факультативной передовой практики были определены 6 стран: Шри-Ланка, Боливия, Коста-Рика, Сальвадор, Монголия и Вьетнам. Кроме того, были изучены несколько других программ иммунизации в развивающихся странах с низким и средним уровнем дохода, таких как Молдова, Азербайджан, Бутан, Гана, Армения, Грузия и Индонезия. Программы иммунизации в этих странах охватывают практически все аспекты: сроки, поставки, хранение, применение, профилактику, мониторинг, обучение персонала, программы финансирования и обстоятельства соблюдения правил. Кроме того, процесс финансирования иммунизации четко определен в их национальном законодательстве.

Скачать доклад