Страны Центральной Азии утвердили лимиты водозаборов на вегетационный период 2025 года: итоги 89-го заседания МКВК

Комментарий

29 апреля, 2025

Делиться

Страны Центральной Азии утвердили лимиты водозаборов на вегетационный период 2025 года: итоги 89-го заседания МКВК

Страны Центральной Азии продолжают укреплять систему управления водными ресурсами, основанной на проактивном институциональном подходе. 89-е заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) прошло в апреле текущего года в городе Самарканд. Одним из приоритетных вопросов повестки заседания стало утверждение согласованных межгосударственных лимитов водозаборов для стран Центральной Азии на вегетационный период 2025 года в бассейнах рек Сырдарья и Амударья.  

 

Лимиты водозаборов стран на вегетационный период 2025 года по бассейну реки Сырдарья были утверждены в следующем объёме:

  • Казахстан (канал Дустлик) — 909 млн куб.м;
  • Кыргызстан — 270 млн куб.м;
  • Таджикистан — 1,9 млрд куб.м;
  • Узбекистан — 8,8 млрд куб.м.

 

Лимиты водозаборов на вегетационный период 2025 года по бассейну реки Амударья составили 39,723 млн м³ в целом, из которых на Таджикистан приходится 7,003 млн м³, Туркменистан — 15,500 млн м³, Узбекистан — 16,020 млн м³. Дополнительно, на экологические и санитарно-экологические нужды выделяется 5,150 млн м³ воды, включая водоснабжение дельты реки и Аральского моря.

 

Заседание также подтвердило готовность государств Центральной Азии углублять институциональные основы сотрудничества, где акцент был сделан на совершенствование договорно-правовой базы Международного фонда спасения Арала (МФСА) и участие в международных инициативах и укрепление потенциала и имиджа МФСА на международной арене. В этом контексте, членам МКВК также было поручено оказать содействие в организации регионального форума в рамках Межгосударственной конференции высокого уровня по сохранению ледников, запланированной на 29-31 мая 2025 года в Душанбе, Таджикистан.

 

Эти совместные усилия отражают стремление стран Центральной Азии эффективно управлять общими водными ресурсами, обеспечивая баланс между потребностями сельского хозяйства, производства энергии и сохранения окружающей среды. Отдельно стоит отметить, что запасы воды в верхних водохранилищах к началу вегетационного периода увеличились на 1,47 млрд м³ по сравнению с 2024 годом, что создаёт дополнительный ресурсный буфер.

 

Всё это формирует устойчивую тенденцию: от технической синхронизации к институциональному укреплению и стратегической координации. Именно в таких решениях проявляется практическая ценность водной дипломатии — как основы экологической и политической стабильности в Центральной Азии.

 

Регулярные встречи вновь подтверждают стратегическую значимость координации трансграничного водопользования для устойчивого развития Центральной Азии. В условиях изменяющегося климата и неравномерной водности в регионе, водная дипломатия превращается из декларативного лозунга в прикладной инструмент совместного регионального управления. Следующее, 90-е заседание МКВК запланировано на август 2025 года и пройдёт в городе Астана, Республика Казахстан.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.