Центр американских исследований является структурным подразделением Института перспективных международных исследований при Университете мировой экономики и дипломатии (УМЭД) по тематике внутренней и внешней политики США и стран Северной и Южной Америки.
Основными целями деятельности Центра являются:
Постоянный мониторинг ключевых направлений и событий внутренней и внешней политики США, затрагивающих национальные интересы Республики Узбекистан; изучение деятельности ведущих национальных и международных центров, специализирующихся на изучении США.
Системное изучение широко/го круга вопросов, связанных с ключевыми аспектами исторического, социально-экономического развития, внутренней и внешней политики, научно-технического прогресса, внешнеторговой деятельности США на основе качественного анализа, обоснованных выводов и суждений, взвешенной оценки состояния и перспектив развития американского государства и общества.
Изучение законодательного процесса в США, в частности, роли, прерогатив и механизмов взаимодействия различных ветвей власти в принятии решений по широкому кругу вопросов внутренней и внешней политики, межпартийных отношений, а также избирательной системы и избирательных кампаний.
Обобщение и анализ практикуемых в США методов и подходов к управленческому процессу в различных сферах, в том числе с учетом происходящих изменений в научно-технической сфере.
Изучение различных аспектов национальной безопасности, в том числе в военной, социальной, экономической сферах; вопросов регионального развития; места и роли США в международной политике; системы ценностных и политических критериев в Америке; оценки деятельности лоббистских структур, исследовательских центров, филантропических фондов и спонсорских организаций в США и подготовка рекомендаций по налаживанию с ними партнерских отношений.
Систематизация факторов, влияющих на динамику и трансформацию внутренней и внешней политики США, оценка конфликтного потенциала во внутриполитической жизни страны, его влияния на принятие решений, как на федеральном, так и местном уровнях.
Подготовка политических портретов ведущих американских политиков и общественных деятелей.
Проведение научно-экспертных форумов по актуальным проблемам американистики.
Разработка и внедрение в учебный и научный процесс УМЭД методологии междисциплинарного подхода, направленного на получение системного представления и расширения знаний о разных сторонах жизни американского общества в их совокупности и взаимосвязи, о факторах и механизмах формирования политики США внутри страны и в мире.
Основные функции Центра:
Осуществление научно-исследовательской деятельности, разработка теоретических, методологических и практических подходов к исследовательскому и аналитическому процессам.
Обсуждение и распространение научных результатов Центра через организацию и проведение семинаров, круглых столов, открытых лекций, участие в национальных и международных конференциях.
Публикация учебных и методических материалов, научных статей и создание на их основе сборников научных трудов.
Разработка перечня тем для дипломных работ и получения научных степеней по американистике.
Привлечение к научно-исследовательской деятельности Центра профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, студентов УМЭД.
Установление партнерских отношений с профильными научно-исследовательскими и образовательными структурами зарубежных стран, изучение их опыта работы; разработка проектов и программ совместных фундаментальных и прикладных исследований; подготовка документов для получения международных грантов; привлечение к научным и учебным процессам квалифицированных специалистов и преподавателей из-за рубежа.
Разработка и создание информационной базы для научных исследований.
Улугбек Ишанходжаев является главой Центра американских исследований в Институте перспективных международных исследований при Университете мировой экономики и дипломатии, где он также читает лекции по теме основ государственности и политической системы США.
Он имеет опыт работы в государственных структурах Республики Узбекистан, таких как Аппарат Президента и Академия наук. В своей дипломатической карьере он работал главой Департамента Америки и Департамента Европы в Министерстве иностранных дел. Дважды работал заместителем главы миссии в посольстве Узбекистана в США, а также в посольствах Узбекистана в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге и в миссии при НАТО.
Данный комментарий был подготовлен стажером ИПМИ Маликой Хакимовой под руководством Фазлиддина Джамалова.
С 23 по 26 июня т.г президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух находился в Узбекистане с государственным визитом. Основная повестка переговоров между главами Монголии и Узбекистана составляла перспективы расширения многопланового сотрудничества между странами и активизации политического диалога.
В ходе визита, обе страны подписали 14 межправительственных документов, включая соглашения по торгово-экономическому сотрудничеству, воздушному и автомобильному сообщению, туризму, сельскому хозяйству, науке и культуре.
Следовательно, можно выделить следующие ключевые тенденции направленные на интенсификацию отношений между Узбекистаном и Монголией:
Укрепление регионального сотрудничества. Данный визит подчеркивает стремление Монголии укрепить свои позиции в Центральной Азии. Монголия стремится выйти из статуса "буферной зоны" между Китаем и Россией и позиционировать себя как часть Центральной Азии. В рамках политики "третьего соседа" Монголия развивает тесные политические связи с влиятельными государствами, чтобы заручиться их поддержкой на международной арене. В этом контексте, Европейский Союз (ЕС) является для Монголии идеальным "третьим соседом"[1], который не вызывает стратегических опасений у Пекина или Москвы. Эксперты отмечают, что желание Монголии ассоциироваться с Центральной Азией связано с активным сотрудничеством ЕС с этим регионом. Европейский Союз проявляет значительный интерес к Центральной Азии благодаря её стратегическому географическому положению, огромным энергетическим ресурсам, значительному рыночному потенциалу и роли в обеспечении региональной безопасности. В период с 2014 по 2020 год общий объем помощи ЕС странам Центральной Азии составил 1,1 миллиарда евро, a на период 2021-2024 годов должен был составить не менее 390 миллионов евро[2]. В то же время, инвестиции ЕС в Монголию на период 2021-2024 годов составили 31 миллион евро[3]. Таким образом, через региональную интеграцию в Центральную Азию Монголия надеется укрепить свои связи с Европейским Союзом.
Диверсификация внешнеэкономических связей. Обе страны находятся на пути диверсификации своих внешнеэкономических связей, стремясь уменьшить зависимость от традиционных торговых партнеров. Монголия, расположенная между Китаем и Россией, ищет новые возможности для экономического роста через сотрудничество с Узбекистаном. Монголия специализируется на производстве и экспорте кашемира, шерсти, мяса, мясных продуктов и кожаных изделий. Узбекистан, в свою очередь, предлагает взамен овощи и фрукты, удобрения, лекарства, бытовую технику, пластмассовые и резиновые изделия, стройматериалы, готовый текстиль и обувь. В 2022 году товарооборот продовольственной и аграрной продукции между странами составил около $5,5 млн, при этом большая часть этой суммы пришлась на экспорт из Узбекистана в Монголию, который составил $4,4 млн[4]. В ближайшие годы планируется увеличение взаимной торговли в 5-10 раз за счёт расширения ассортимента и объёмов поставок востребованной продукции.
Усиление дипломатических контактов и образовательной сферы. Открытие посольства Монголии в Ташкенте и планы Узбекистана открыть свое посольство в Улан-Баторе демонстрируют готовность стран к более тесному политическому взаимодействию. В целях привлечения монгольской молодежи к пребыванию в Узбекистане, правительство последней выразило готовность в выделении грантовых средств для обучения монгольских студентов. В 2022 году уже состоялись переговоры между монгольскими и узбекскими аграрными вузами по вопросам студенческого обмена[5]. В рамках визита было отмечено, что необходимо также развивать партнерские связи между научно-исследовательскими институтами, особенно в области животноводства.
Повышение международного статуса. Монголия стала одной из первых стран, поддержавших вступление Узбекистана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление Узбекистана в ВТО может создать благоприятные условия для развития двусторонней торговли между Монголией и Узбекистаном. В ходе последних переговоров, Узбекистан и Монголия подготовили к подписанию соглашение о преференциальной торговле и предложения по упрощению взаимного доступа на рынки[6]. Это соглашение позволит странам воспользоваться льготными тарифами и условиями, что повысит конкурентоспособность их продукции на международных рынках. Для Монголии это также откроет новые возможности для экспорта своих товаров и привлечения инвестиций.
Развитие транспортной инфраструктуры. Подписание соглашений о воздушных и автомобильных перевозках направлено на улучшение транспортной инфраструктуры и логистики, что особенно важно для стран, не имеющих выхода к морю. До визита президента Монголии было анонсировано строительство железнодорожной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а парламент ратифицировал соглашение о реализации проекта сроком на 6 лет[7]. Монголия, в свою очередь, может быть заинтересована в присоединении к железнодорожному проекту Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Участие в этом проекте позволит Монголии доставлять свои товары по более коротким и экономически выгодным маршрутам, а также интегрироваться в более широкую сеть транспортных коридоров. Кроме того, проект имеет потенциал для выхода на Трансафганский коридор. Это может открыть Монголии возможности для направления сельскохозяйственной и мясной продукции в Афганистан и Южную Азию. Участие в таком крупном инфраструктурном проекте также будет способствовать формированию единой Центрально-Азиатской идентичности в Монголии.
[1] EUCAM. (2012, 4 июля). Монголия – В поисках «третьего соседа». Почему Европейский Союз? Получено из https://eucentralasia.eu/mongolias-quest-for-third-neighbours-why-the-european-union-ru/
[2] European External Action Service. (2022, 14 ноября). Жозеп Боррель: Мы активно работаем над созданием более прочного, широкого и современного партнерства с пятью странами Центральной Азии.
[3] European Commission. (n.d.). Mongolia. Получено из https://international-partnerships.ec.europa.eu/countries/mongolia_en
[4] Панфилова, В. (2024, 23 июня). Монголия ищет выход к морю через Узбекистан. Независимая газета. Получено из https://www.ng.ru/cis/2024-06-23/8_9033_sea.html
[5] Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан. (2022, 27 августа). Налажен обмен студентами между сельскохозяйственными вузами Монголии и Узбекистана. Получено из https://www.agro.uz/ru/11-0395/
[6] Кун.уз. (2024, 24 июня). Узбекистан и Монголия подготовят соглашение о преференциальной торговле. Получено из https://kun.uz/ru/news/2024/06/24/uzbekistan-i-mongoliya-podgotovyat-soglasheniye-o-preferensialnoy-torgovle
[7] Хван, Е. (2024, 20 июня). Кыргызстан: железная дорога из КНР снизит зависимость от РФ. Deutsche Welle. Получено из https://www.dw.com/ru/kyrgyzstan-zeleznaa-doroga-iz-kitaa-snizit-zavisimost-ot-rossii/a-69430517
Визит торгового представителя США Кэтрин Тай в Узбекистан состоялся с 11 по 12 июня 2024 года. В рамках визита она встретилась с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и другими высокопоставленными официальными лицами. Целью визита было обсуждение ключевых экономических, торговых вопросов, а также поддержка узбекских реформ и инициатив по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Основной акцент был сделан следующим вопросам.
Читать аналитическую записку
Этот всплеск китайского импорта электромобилей меняет автомобильный ландшафт в Центральной Азии и за ее пределами. Тем не менее, приток китайских электромобилей также создает проблемы для давней многовекторной внешней политики Узбекистана (MVFP), которая направлена на сохранение суверенитета и избежание чрезмерной зависимости от какой-либо одной державы. До сих пор этими державами были Россия, Китай и США (в произвольном порядке). Однако рост количества китайских электромобилей показывает, как развивается эта система, особенно с учетом тех технологических и экономических преимуществ, которые они предлагают.
Скачать комментарий
С началом 2024 г. в США проходят первичные выборы «праймериз», на которых соревнуются кандидаты в президенты от Демократической и Республиканской партий. По результатам голосований кандидаты получают поддержку делегатов, которые летом на съездах обеих партий проголосуют за официальную номинацию своего единого кандидата. Претендент от Демократической партии должен набрать не менее 1968 из 3934, а кандидат от Республиканской партии – 1215 из 2429 голосов делегатов.
После проведения «праймериз» в более чем 20 штатах в обеих партиях обозначилось очевидное превосходство основных претендентов: Дональд Трамп уже набрал 1247, Джо Байден –2099 голосов делегатов для номинации от своих партий. На ближайших «праймериз» оба претендента могут набрать недостающее количество голосов делегатов и досрочно получить статус единого кандидата, что превратит летние съезды партий в формальность. Таким образом, предстоящие 5 ноября т.г. выборы могут стать реваншем: впервые с 1912 г. бывший президент бросит вызов действующему.
Скачать обзор
С началом 2024 г. в США проходят первичные выборы «праймериз», на которых соревнуются кандидаты в президенты от Демократической и Республиканской партий. По результатам голосований кандидаты получают поддержку делегатов, которые летом на съездах обеих партий проголосуют за официальную номинацию своего единого кандидата. Претендент от Демократической партии должен набрать не менее 1968 из 3934, а кандидат от Республиканской партии – 1215 из 2429 голосов делегатов. После проведения «праймериз» в более чем 20 штатах в обеих партиях обозначилось очевидное превосходство основных претендентов: Дональд Трамп и Джо Байден победили на праймериз республиканцев и демократов, сообщают американские СМИ. Таким образом они вскоре будут официально выдвинуты в президенты США от своих партий. Дональд Трамп набрал 1247, Джо Байден – 2099 голосов делегатов. Впервые с 1912 года бывший лидер США бросит вызов действующему. Эти динамики определяют ключевые аспекты процесса выборов, где важную роль играют отдельные штаты и количество делегатов.
Cкачать обзор
«Соперничество великих держав» — это выражение, которое за последние несколько десятилетий вышло из широкого употребления. Разговоры о «великих державах» напоминали борьбу за территорию и ресурсы XIX века, но не подходили для условий технологически развитых обществ и международного права XXI века. В сегодняшних тревожных обстоятельствах необходимо смотреть на нынешнее состояние международных дел таким, какое оно есть, а не просто таким, каким мы хотим его видеть. Стратегическая конкуренция между современными государствами, большими и малыми, вернулась на первый план. Это происходит не только из-за изменений в атмосфере или чего-то конкретного, но и из-за изменения основного соотношения сил на глобальном уровне. В этом эссе анализируется американская внешняя политика с точки зрения поворотного момента в событиях в Европе и предлагается, чего можно ожидать от американской внешней политики в предстоящий период. В статье основное внимание уделяется тому, что европейцы называют сегодняшним Zeitenwende – «поворотным моментом» – в международных делах.
Скачать статью
Издание исследует различные периоды политики США в отношении Центральной Азии с момента распада Советского Союза в 1991 году через постепенную концептуализацию американской экспертным сообществом стратегии «Большая Центральная Азия», а также пути и средства ее реализации США. администрации с тех пор. На основе личного участия в некоторых событиях своей дипломатической карьеры, а также встреч с американскими чиновниками и экспертами, публикаций и документов государственных органов и СМИ США, автор анализирует истоки и причины трансформации стратегии «Большая Центральная Азия». и, вероятно, это еще впереди. Исследование не преследует цели охватить тему в целом и фокусируется главным образом на роли и месте его родной страны, Узбекистана, в этом процессе.
Скачать статью
В статье рассматриваются основные политические и идеологические факторы формирования и развития американской национальной идентичности, анализируются основные особенности формирования национального характера. Формы самоидентификации граждан страны и многообразие представлений о национальной идентичности, что такое национальная идентичность США, какой она может быть и какой она должна быть, этнической, расовой, религиозной и рассматривается, как происходит разнообразие языковых факторы могут привести к идеологической поляризации американского общества при сохранении единства страны.
Скачать статью
Аннотация: В публикации исследуются различные периоды политики США в отношении Центральной Азии с момента распада Советского Союза в 1991 г. через постепенную концептуализацию американской экспертной общественностью ее стратегии под названием «Большая Центральная Азия» и пути и средства ее реализации администрации США с тех пор. Основываясь на личном участии в некоторых событиях дипломатической карьеры, а также встречах с американскими официальными лицами и экспертами, сообщениях и документах государственных органов и СМИ США, автор анализирует истоки и причины трансформации
Стратегия «Большой Центральной Азии» и пути ее дальнейшего развития. Исследование не претендует на то, чтобы охватить тему в целом, и сосредоточено главным образом на роли и месте его родной страны Узбекистана в этом процессе.
Скачать статью