Азиза Мухаммедова и Райхона Абдуллаева анализируют осторожное, но значимое политическое сближение Индии с Талибаном на фоне ускоряющихся изменений в геополитическом ландшафте Южной Азии. Отправной точкой для анализа служит встреча, состоявшаяся 10 октября 2025 года в Дели между министром иностранных дел Индии Субраманьямом Джайшанкаром и министром иностранных дел Талибана Амиром Ханом Муттаки — первая двусторонняя встреча на высоком уровне после возвращения Талибана к власти в Кабуле в августе 2021 года. Авторы утверждают, что решение Индии повысить статус своей технической миссии в Кабуле до уровня посольства не означает скорого де-юре признания режима Талибана, а отражает тщательно выверенную стратегию «максимального взаимодействия без признания», позволяющую Нью-Дели защищать свои основные интересы, сохраняя при этом формальную политическую дистанцию.
Особое внимание в докладе уделяется использованию Индией экономических и гуманитарных инструментов в качестве средств мягкой силы в Афганистане. Опираясь на данные о торговле, полученные от Национального управления статистики и информации Афганистана, авторы показывают, что Афганистан имеет редкий и растущий торговый профицит с Индией, что делает Нью-Дели важным источником иностранной валюты и углубляет структурную зависимость Кабула от индийских рынков. Поставки Индией пшеницы, вакцин, медицинских товаров и другой помощи с 2021 года еще больше укрепили ее имидж главного гуманитарного партнера Афганистана. Согласно докладу, это сочетание торговой асимметрии и устойчивого гуманитарного участия позволяет Индии укрепить свое влияние в Афганистане, избегая при этом политических издержек официального признания Талибана, особенно в свете продолжающихся нарушений прав человека, включая гендерные ограничения.
В докладе эта политика в отношении Афганистана рассматривается в контексте более широкой региональной перестройки, в рамках которой Индия стремится компенсировать укрепление оси Китай-Пакистан и формирующиеся субрегиональные альянсы. В нем подчеркивается быстрое потепление отношений между Пакистаном и Бангладеш, которому способствует и которое поощряет Пекин, а также углубление китайско-пакистанского сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь» и Китайско-пакистанского экономического коридора. Эти тенденции создают риск маргинализации Индии с ключевых торговых и транспортных маршрутов и усиления ее геоэкономической изоляции. Одновременно с этим колеблющаяся политика США в отношении санкций в отношении иранского порта Чабахар сдерживает предпочтительную стратегию Индии по обеспечению транспортного сообщения с Центральной Азией. На этом фоне более тесные связи с Кабулом становятся для Индии не столько факультативным вектором влияния, сколько стратегической необходимостью для сохранения доступа к более широкому евразийскому пространству.
В заключении авторы утверждают, что взаимодействие Индии с Талибаном лучше всего понимать как оборонительную адаптацию к неблагоприятной региональной обстановке, а не как нормативный сдвиг в пользу нынешних афганских властей. Дели представлено как страна, действующая в условиях, когда она больше не может свободно выбирать своих партнеров, а должна оптимизировать ограниченные возможности. Авторы предполагают, что Индия, вероятно, будет продолжать углублять экономические и гуманитарные связи с Афганистаном, откладывая любое решение о формальном признании до тех пор, пока не появится более широкая международная легитимность Талибана, если она вообще появится. Между тем, политика Индии в отношении Афганистана остается рискованным экспериментом по ограничению ущерба — попыткой сохранить стратегическую значимость в регионе, где другие игроки все больше влияют на баланс сил.
Читайте дальше на The Diplomat
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.