Европейский союз и Узбекистан укрепляют стратегическое партнерство

Комментарий

28 октября, 2025

Делиться

Европейский союз и Узбекистан укрепляют стратегическое партнерство

В настоящее время мы наблюдаем тенденцию роста роли Центральной Азии в глобальной политике и мировой экономике. Так, Европейский союз на первом в истории саммите в формате ЕС и государств Центральной Азии 4 апреля 2025 года в городе Самарканд уже обозначил готовность поддерживать страны региона в продвижении реформ, развитии экономики и повышении международной конкурентоспособности. Это соответствует интересам Узбекистана, который проводит масштабную программу модернизации и укрепления регионального взаимодействия.

 

Принятая на этом Самаркандском саммите декларация создала основу для дальнейшего углубления взаимодействия. Она заложила чёткие ориентиры, которые сегодня получают практическое воплощение в ходе официальных визитов высокого уровня и заключении новых соглашений между Узбекистаном и Европейским союзом, что особенно ярко проявилось во время подписания Расширенного соглашения о партнёрстве и сотрудничестве 24 октября 2025 года в городе Брюсселе.

 

Подписание нового соглашения открывает новую страницу в укреплении взаимного доверия и развитии долгосрочного взаимодействия, так как оно открывает возможности не только для расширения политического диалога и экономического взаимодействия, но также позволит активизировать международное сотрудничество Узбекистана с ЕС в области безопасности, устойчивого развития и инновационной трансформации.

 

Выделим, что Расширенное соглашение о партнёрстве и сотрудничестве опирается на приверженности основным нормам международного права. В частности, подтверждается взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, а также готовность строить партнерство в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.

 

Такой подход закрепляет международно-правовые гарантии и повышает предсказуемость политического взаимодействия. Укрепление диалога на принципах равноправия и уважения суверенитета доминирует в повестке внешней политики Узбекистана новой эпохи и получает широкую поддержку в международном сообществе.

 

Важное внимание уделено расширению условий для торговли и инвестиций. Узбекистан успешно завершил переговоры с Европейским союзом по вопросам доступа к рынкам товаров и услуг в рамках процесса присоединения к Всемирной торговой организации. Поддержка со стороны Европейского союза способствует дальнейшей интеграции страны в международные экономические цепочки и создаёт предпосылки для повышения конкурентоспособности экономики.

 

Особое значение получает сотрудничество в области критически важных сырьевых материалов, энергетической эффективности и развития современных производственных мощностей. Это соответствует стратегическим задачам страны по диверсификации экономики и привлечению высокотехнологичных инвестиций.

 

Отметим и публичную готовность сторон активизировать проекты цифровой трансформации, а также содействовать развитию устойчивой транспортной инфраструктуры. Партнерство в рамках инициативы «Global Gateway» открывает возможности для расширения транзитного потенциала Узбекистана, укрепления его роли связующего звена между Европой и Азией и повышения значимости Транскаспийского маршрута в международной логистике.

 

Современные вызовы в области безопасности приобретают все более трансграничный характер. В этой связи стороны договорились расширять взаимодействие по вопросам кибербезопасности, борьбы с терроризмом, нелегальной миграцией и гибридными угрозами. Успешность такого сотрудничества во многом определяет устойчивость развития всего Центральноазиатского региона.

 

Экологическое измерение становится одним из фундаментальных элементов двусторонней повестки. Европейский союз положительно оценивает усилия Узбекистана по улучшению экологической ситуации и рациональному использованию природных ресурсов. Поддержка проектов по восстановлению экосистемы Приаралья и водно-энергетической кооперации укрепляет международную солидарность в решении глобальных климатических задач.

 

Отдельное внимание уделяется и укреплению общественных обменов, взаимодействию молодежи, расширению академических контактов и продвижению культурного диалога. Это формирует устойчивую гуманитарную основу стратегического партнерства. Участие гражданского общества способствует укреплению доверия, лучшему пониманию ценностей и традиций и развитию разнообразных форм международного сотрудничества.

 

Таким образом, можно выделить, что подписанный документ фиксирует новый уровень взаимодействия между Республикой Узбекистан и Европейским союзом. Развитие сотрудничества с ним подтверждает, что Узбекистан уверенно следует курсом открытости миру и расширения внешнеполитических горизонтов. Этим самым продолжается и укрепляется основа для долгосрочной интеграции в глобальную экономику, модернизации государственного управления и внедрения инновационных стандартов устойчивого развития.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.