В сборнике материалов международной научно-практической конференции «Геополитика логистики: транспортные коридоры Центральной Азии в мировой системе», состоявшейся 4 апреля 2025 года на базе факультета международных отношений Казахского национального университета имени аль-Фараби (Алматы), опубликована статья Наргизы Умаровой, в которой автор анализирует вызовы и возможности активизации южного направления транзита для Центральной Азии, рассматривая проекты через Афганистан как инструмент диверсификации внешнеторговых маршрутов и снижения зависимости от северного направления через Россию. Значительное внимание уделено роли Ирана в обеспечении выхода Центральной Азии к портам Индийского океана, а также усилиям правительства «Талибан» по превращению Афганистана в межрегиональный транспортный узел.
Она подробно рассматривает ключевые инфраструктурные инициативы, включая железнодорожные коридоры «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» и «Торгунди – Герат – Кандагар – Спин-Булдак», Лазуритовый маршрут и Ваханский коридор. Анализируется участие в этих проектах России, Китая, Индии и Ирана, а также возможные последствия их геополитического соперничества для долгосрочных интересов государств Центральной Азии.
В заключении эксперт подчеркивает необходимость выработки единой региональной стратегии по развитию южного транзита, выбора приоритетного маршрута, выгодного всем государствам региона, и создания регионального инвестиционного фонда для финансирования инфраструктурных проектов. По её мнению, согласованные действия стран Центральной Азии способны укрепить их позиции в глобальной транспортно-логистической системе и превратить Афганистан в устойчивое звено взаимовыгодного сотрудничества.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.