В своем политическом обзоре кандидат PhD УМЭД Нигина Саидова рассматривает национальную грамотность в сфере искусственного интеллекта (ИИ) не только как приоритет внутреннего развития, но и как новый инструмент «мягкой силы» Узбекистана в цифровую эпоху. Опираясь на концепцию "мягкой силы" Джозефа Ная и расширяющуюся логику кибермощи и цифровой дипломатии, в обзоре утверждается, что население, владеющее навыками в области ИИ, становится частью международной привлекательности страны, сигнализируя об открытости, инновациях и ориентированной на будущее национальной идентичности. В этом контексте человеческий капитал в сфере ИИ перестает быть просто образовательной повесткой; он становится репутационным активом, который укрепляет «цифровой брендинг нации» и улучшает внешнеполитическую коммуникацию.
В центре анализа находится инициатива Узбекистана «Пять миллионов лидеров в сфере ИИ», представленная как продолжение стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и концепции развития искусственного интеллекта до 2030 года. В обзоре подчеркивается, как инициатива опирается на политическую архитектуру и измеримые цели, расширение продуктов и услуг в сфере ИИ, повышение готовности правительства к внедрению ИИ, создание исследовательских лабораторий и формирование критической массы специалистов. Эта повестка рассматривается в контексте более широкого прогресса в IT-образовании и развитии навыков молодежи, изображая Узбекистан как страну, целенаправленно создающую основы конкурентоспособной экосистемы ИИ и позиционирующую себя в качестве регионального цифрового хаба в Центральной Азии.
Далее в обзоре объясняется, как инициатива призвана передать четкие внешние сигналы: инвестиции в молодежь, открытость к глобальным технологическим партнерствам и региональное лидерство в организации диалога по ИИ. Сотрудничество с крупными технологическими игроками, международные стажировки и такие платформы, как Форум по ИИ «Шелковый путь», представлены как каналы «цифровой дипломатии», которые интегрируют Узбекистан в глобальные инновационные сети, одновременно проецируя кооперативный, модернизирующийся имидж, отличный от более закрытых моделей цифрового суверенитета. В заключение автор рекомендует институционализировать этот потенциал «мягкой силы» посредством дипломатического продвижения на крупных многосторонних площадках, регулярной отчетности на английском языке и историй успеха, соответствия Целям устойчивого развития (особенно в сфере образования и достойной работы), а также усиления внимания к этике ИИ, защите данных и управлению, основанному на правах человека, для укрепления доверия к Узбекистану в международных дискуссиях об искусственном интеллекте.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.