Автор: Миржалол Муртозаев
Встреча министров иностранных дел Узбекистана, Афганистана и Пакистана, состоявшаяся в Кабуле 17 июля 2025 года, ознаменовала собой важный поворотный момент на пути развития региональной инфраструктуры. На встрече было подписано трехстороннее соглашение о подготовке технико-экономического обоснования Трансафганской железной дороги. Это событие представляет собой не просто логистический проект, а начало нового этапа внешней политики Узбекистана, основанного на геоэкономическом прагматизме и стратегической реальности.
Интерес Узбекистана к проекту Транс-Афганской железной дороги фактически был возрожден на фоне последних глобальных и региональных геополитических изменений. В последние годы Узбекистан активно продвигал планы выхода к Южной Азии через иранский порт Чабахар. Это направление считалось перспективным как с точки зрения региональной диверсификации, так и углубления прямых экономических связей с Индией. Однако в последние месяцы геополитическая ситуация, в частности столкновения между Ираном и Израилем, ухудшение отношений Ирана с западными странами и тот факт, что Индия не оказала Ирану достаточной поддержки в этом процессе, начали усложнять реализацию проекта выхода к порту Чабахар. Кроме того, 21 мая текущего года на встрече в Пекине между Китаем, Афганистаном и Пакистаном стали заметны признаки потепления взаимных отношений. В результате этих факторов порты Гвадар и Карачи в Пакистане начали рассматриваться как более стабильный и надежный выбор. Особенно следует отметить, что благодаря проекту Транс-Афганской железной дороги может открыться короткий и экономически выгодный путь к этим портам, что может обоснованно определить новое стратегическое направление внешней торговли Узбекистана. Кроме того, пакистанское направление может предложить такие преимущества, как экономическая эффективность, сокращение времени транзита и снижение логистических расходов.
Основы соглашения о строительстве этой железной дороги можно рассматривать поэтапно:
Во-первых, несмотря на существующие вопросы в отношении безопасности Транс-Афганской железной дороги, она рассматривается как относительно короткий, быстро реализуемый маршрут, опирающийся на нынешнюю политическую волю. Наличие устойчивого диалога между Ташкентом и нынешним правительством Афганистана позволяет взаимно дополнять двусторонние интересы. Тесные энергетические и транспортные связи с Пакистаном могут придать проекту еще более стратегическое значение.
Во-вторых, в условиях, когда актуальность традиционных торговых путей на севере постепенно снижается, а направление через Иран по Каспийскому морю требует крупных инфраструктурных инвестиций, Транс-Афганский транспортный коридор становится новой геоэкономической опорной точкой для всего Центральноазиатского региона. Этот проект выступает не только как система грузоперевозок, но и как ключ к региональной интеграции, энергетической дипломатии и экспортной стратегии. Появляется возможность передачи электроэнергии в Южную Азию через Афганистан. В частности, реализация проекта CASA-1000 может позволить Узбекистану и соседним странам увеличить объемы экспорта и укрепить свое участие на энергетическом рынке. Кроме того, прямой выход к портам Гвадар и Карачи открывает для Узбекистана стабильные связи со стратегическими рынками вдоль Индийского океана. Через этот коридор также открываются пути к энергетическим и инвестиционным проектам стран Персидского залива, в частности Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара. Это приведет не только к экономическому, но и к новому этапу политического и дипломатического сотрудничества. С этой точки зрения подписанный в Кабуле документ является не просто инфраструктурным соглашением, а стратегическим политическим выбором, объединяющим дальновидные и многослойные интересы.
В-третьих, Трансафганская железная дорога-это не просто транспортный проект, а геоэкономический коридор, обеспечивающий выход Узбекистана на рынки Южной Азии, Индии и Персидского залива. По данному маршруту срок доставки грузов сокращается с 35 до 5–7 дней, а стоимость контейнерной перевозки снижается с 900 до 286 долларов. В таких условиях Узбекистан формирует конкурентоспособную и устойчивую систему экспортно-импортных операций. Важную роль играет также финансовая и политическая поддержка проекта. Инициатива Китая «Пояс и путь», транзитная дипломатия России и портовая политика Пакистана могут быть напрямую интегрированы в данный проект. Это соответствует принципу «многовекторности» внешней политики Узбекистана.
В-четвёртых, встреча в Кабуле министра иностранных дел Бахтияра Саидова с Премьер-министром Афганистана Муллой Хасаном Охундом, министром иностранных дел Амирханом Муттаки и министром внутренних дел Халифой Сираджуддин Хаккани является свидетельством активной внешней политики Ташкента. Эти встречи направлены на дальнейшее углубление постоянного политического диалога с руководством временного правительства Афганистана, укрепление экономического доверия и формирование гарантий безопасности. Кроме того, это свидетельствует о стремлении рассматривать Афганистан как неотъемлемую часть региональной интеграции. Таким образом, Узбекистан реализует концепцию превращения себя в транзитный узел между Центральной и Южной Азией, выполняя роль «моста» в региональной дипломатии.
Заключение. Проект Транс-Афганской железной дороги является реальной геоэкономической трансформацией внешней политики Узбекистана. Эта инициатива направлена не только на развитие транспортной инфраструктуры, но и на укрепление политического доверия, обеспечение торговой безопасности и формирование регионального баланса. Внешняя политика под руководством Президента Шавката Мирзиёева последовательно опирается на геополитический прагматизм и приоритет региональной стабильности. Узбекистан формируется как нормативный инициатор и государство, определяющее стратегические направления развития.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.