В своем вкладе в рабочий документ Европейского института Румынии Наргиза Умарова дает всестороннюю оценку растущей роли Узбекистана как ключевого транзитного узла между Центральной Азией и Европейским союзом. Опираясь на недавние геополитические изменения, в частности последствия войны в Украине и первый саммит ЕС-Центральная Азия в Самарканде 4 апреля 2025 года, она подчеркивает стратегическую необходимость для Узбекистана диверсифицировать свои экспортные маршруты и укрепить экономические связи с Румынией через транскаспийский и черноморский коридоры. Утроив свой экспорт в ЕС в рамках режима GSP+ до 1,15 млрд долларов США с 2021 года, Узбекистан продемонстрировал как жизнеспособность преференциальных торговых механизмов, так и острую необходимость в надежных мультимодальных транспортных связях для поддержания этой динамики.
Умарова выделяет три «триггерных момента» для ускорения межрегиональной связности: укрепление торгового сотрудничества, диверсификация экспорта энергоресурсов и логистика критически важных минералов. Она подчеркивает активное участие Ташкента в ТРАСЕКА и Транскаспийском международном транспортном коридоре, а также запуск в 2019 году коридора CASCA+ — мультимодальной оси Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, проходящей через Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Румынию и Болгарию. В своем анализе она подчеркивает, что согласование этих параллельных инициатив может существенно расширить грузооборот по оси Китай–Центральная Азия–Европа, особенно после того, как в декабре 2024 года железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан достигнет Туркменбаши и соединится с портом Констанца.
Помимо грузовой логистики, Умарова предусматривает создание «коридора зеленой энергии», проходящего по дну Каспийского и Черного морей, для передачи до 15 млрд кВтч узбекской солнечной и ветровой энергии на европейские рынки к 2030 году. Она утверждает, что эта инициатива не только соответствует стремлению Румынии стать региональным центром распределения энергии, но и укрепляет симбиотическое партнерство между Узбекистаном и Румынией в продвижении целей ЕС по декарбонизации и энергетической безопасности. Таким образом, ее вклад определяет перспективную повестку дня, в соответствии с которой транспортная инфраструктура и взаимосвязь в области чистой энергии совместно поддерживают интеграцию Узбекистана в экономическую и экологическую архитектуру Европы.
Наргиза Умарова подкрепляет свои рекомендации подробными статистическими данными по торговле, этапами развития коридора и политическими дорожными картами, тем самым предоставляя политикам четкий план углубления сотрудничества между ЕС и Центральной Азией через призму связей между Узбекистаном и Румынией.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.