Текущее положение Узбекистана в мировой политике часто описывают как «постсоветское». Этот ярлык кажется уместным, когда гуляешь по бульварам Ташкента, исследуешь метро и наблюдаешь за архитектурой. Кроме того, в сфере мягкой силы русские оставили в Узбекистане прочное наследие, в частности в использовании русского языка и популярности русской музыки. Тем не менее, в других странах, которые называют постсоциалистическими, в частности в России и странах Центральной и Восточной Европы, переход к рыночной экономике после распада СССР был быстрым и хаотичным, особенно в первое десятилетие после распада. Это контрастирует с Узбекистаном, который только недавно начал проводить экономическую приватизацию. После смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова в 2016 году его преемник Шавкат Мирзиёев быстро приступил к изменению экономической структуры страны. Можно даже утверждать, что в некоторых областях, таких как образование, недавние политические цели Узбекистана ближе к переходам, которые произошли в странах Восточной Азии, в частности в Корее и Сингапуре, чем к переходам в странах Восточной Европы, таких как Венгрия или Россия.
Хотя Венгрия никогда не входила в состав Советского Союза, она является страной, которая пережила быстрые экономические изменения в 1990-х годах после распада Восточного блока. В настоящее время Венгрия является официальным государством-наблюдателем в Организации тюркских государств и поддерживает дружественные дипломатические отношения с большинством тюркских государств, что делает ее подходящим объектом для сравнения с текущей ориентацией Узбекистана как постсоциалистической страны. Несмотря на современные параллели, направления развития двух государств различаются. В то время как Венгрия быстро приватизировалась и в результате дестабилизировалась политически в 1990-х годах, как и большинство восточноевропейских государств, включая Россию, а затем вновь консолидировалась под руководством премьер-министра Виктора Орбана, Узбекистан только начинает более стабильную и постепенную приватизацию, пережив десятилетия централизованной консолидации.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан приветствует президента Шавката Мирзиёева в Будапеште, 20 мая 2025 года (фотография венгерского правительства)
И Венгрия, и Узбекистан уделяют большое внимание патриотизму, что можно рассматривать как естественный постсоветский инстинкт против русификации и ассимиляции в обоих государствах. Что касается сектора образования, Венгерская программа стипендий для диаспоры предоставляет полные стипендии студентам из диаспоры в ведущих отечественных учебных заведениях при условии, что стипендиаты будут изучать венгерский язык и участвовать в проекте, который служит их местной диаспоре, в течение 2 лет после окончания стипендии. Цель программы — воспитать патриотический дух и смягчить последствия утечки мозгов из Венгрии. Программа «Эл-юрт Умиди» в Узбекистане, созданная в 2018 году новым президентом, предлагает обратное решение той же проблемы. Субсидируя обучение за рубежом, она привлекает в Узбекистан знания и опыт из-за рубежа, при условии, что стипендиаты будут работать не менее 5 лет (2 года для магистров) после завершения программы в Узбекистане. Национальная стипендия в Венгрии также предусматривает аналогичное условие работы в Венгрии в течение того же периода, что и обучение по стипендии, но программа распространяется только на отечественные университеты. Отличие политики Узбекистана заключается в том, что она делает акцент на отправке студентов за границу, а не просто на их консолидации внутри страны.
Проезжая по любому городу Узбекистана, невозможно не заметить обилие частных учебных центров, специализирующихся на изучении английского языка, подготовке к IELTS и SAT. Консалтинговые услуги в этих областях предлагают невероятно выгодные возможности для молодежи, желающей начать свой бизнес. Благодаря легализации частного образования в 2017 году, а также влиянию интернета и социальных сетей, которые доносят истории успеха до студентов по всей стране, в Узбекистане наблюдается огромный спрос на зарубежное образование. Такие программы, как «Эл-юрт Умиди», и государственные субсидии на частное образование поддерживают предложение, которое естественным образом растет, чтобы удовлетворить этот спрос. В 2024 году правительство объявило о поддержке в виде погашения процентов по кредитам, взятым с целью строительства новых частных учебных заведений. Согласно этому решению, правительство также будет покрывать 50% коммунальных расходов на вновь построенные здания частных школ. Эти факторы приватизации в сфере образования имеют мало общего с опытом других постсоциалистических стран Восточной Европы и являются специфическими для нынешней эпохи социальных сетей. Мир не был настолько глобализирован и связан, когда 30 лет назад Венгрия переживала переходный период в экономике. Кроме того, Узбекистан все еще находится на ранней стадии развития, когда образование часто является единственным способом выхода из бедности и низкооплачиваемого труда для многих семей, что еще больше стимулирует спрос.
Практически в любом секторе экономики к ситуации в Узбекистане хорошо подходит ярлык «постсоветский». Наследие узколобой советской экономики, полностью построенной на производстве хлопка, борьба с неформализацией экономики и акцент на независимости и патриотизме — вот лишь несколько примеров. Однако процессы, характерные для образования, являются более поздними, и параллели с другими странами восточного блока, такими как Венгрия, становится все труднее проводить. Более актуальными параллелями становятся страны Восточной Азии, такие как Сингапур или Корея. Сингапур за несколько десятилетий превратился из бедной страны с высоким уровнем неграмотности на момент провозглашения независимости в одну из самых развитых экономик мира. Помимо очевидного географического преимущества, сильная система образования Сингапура сыграла ключевую роль в его подъеме и сделала его центром технологий и инноваций, которым он является сегодня. Система государственного образования Сингапура уже очень строгая. Счета Edusave предоставляют стипендии студентам на основе заслуг, стимулируя конкуренцию. В 1985 году, как и недавно Узбекистан, Сингапур легализовал независимые школы с дополнительными учебными программами. Как и в Узбекистане, этот шаг был в значительной степени вдохновлен образовательными программами США и Великобритании.
Цель политики Сингапура в то время была такой же, как и сегодня в Узбекистане, — стимулировать инновации в образовании. Хотя разница между государственными и частными средними школами в Узбекистане по-прежнему очень заметна, общественное мнение настроено оптимистично. Вместо того чтобы беспокоиться о растущем неравенстве, учащиеся и учителя обоих типов школ считают, что такие инвестиции в человеческий капитал в долгосрочной перспективе могут привести только к росту инноваций в стране. Меритократическая конкуренция в Узбекистане также расширилась с созданием в 2019 году системы президентских школ. Эти школы являются высокоселективными: каждая школа отбирает только 24 учащихся из тысяч поступающих ежегодно. В каждом регионе Узбекистана существует только одна президентская школа, и учащиеся соревнуются за право получить образование высшего уровня, которое полностью субсидируется государством и предусматривает обучение по кембриджской программе.
В целом, в передовых и фундаментальных секторах экономического развития Узбекистана, в первую очередь в сфере образования, категория «постсоветский», в которую так часто помещают Узбекистан, становится почти полностью неактуальной, за исключением понимания контекста. Венгрия Орбана, которую часто описывают как страну, движимую постсоциалистической динамикой в сфере политики, в начале 1990-х годов пережила период быстрой приватизации, либерализации рынка и, в итоге, демократизации. В результате позиция премьер-министра Орбана остается неустойчивой даже после обширной реконсолидации и захвата власти государством из-за преимущественно демократической культуры Венгрии. Более постепенный и поддерживаемый государством путь Узбекистана обеспечивает определенную стабильность, но политическая жизнь должна продолжать развиваться в том же темпе, что и экономическая и социальная жизнь. Политика и экономика не являются отдельными дисциплинами, и наиболее тесно они взаимосвязаны в сфере образования. Образование принесет в Узбекистан новые идеи, и узбекское правительство должно продолжать обновляться, если оно хочет добиться успеха в долгосрочном развитии. Как показывает пример Южной Кореи, Узбекистан находится на правильном пути, но ключом к его долгосрочному успеху будет гибкость.
Источники
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.