Быть ли Центральной Азии сухопутным мостом для Монголии?

Комментарий

26 июня, 2025

Делиться

Быть ли Центральной Азии сухопутным мостом для Монголии?

Узбекистан в пилотном режиме запустил транспортный коридор в Монголию через Кыргызстан и Китай. Доставка грузов по новому 4500-километровому автомобильному маршруту занимает восемь дней. Таким образом, отечественные экспортеры получают дополнительный доступ к пока мало изведанному рынку Монголии, что весьма актуально в свете укрепления торгово-экономических связей с этой страной.

 

Курс на интенсификацию взаимной торговли был задан еще в прошлом году, когда состоялся первый государственный визит президента Монголии в Ташкент. На переговорах высокого уровня стороны поставили задачу кратно увеличить объем товарооборота, что подстегнуло к подготовке соглашения о преференциальной торговле. В ходе ответного госвизита главы Узбекистана в Улан-Батор 24-25 июня т.г. данный вопрос был вновь приоритизирован.

 

Даже при нынешних реалиях показатели двусторонней торговли демонстрируют неуклонный рост. Особенно, это касается узбекского экспорта, который в 2024 году в суммарном выражении превысил $26 млн, что вдвое больше, чем годом ранее. Такая динамика дает импульс развитию межстрановых транспортных связей с особым акцентом на автомобильные перевозки, ввиду подписания в прошлом году надлежащего соглашения на уровне правительств Узбекистана и Монголии. С учетом растущего спроса на взаимные перевозки достигнута договоренность об удвоении количества бланков разрешений, а также начата подготовительная работа по их электронному обмену на основе системы E-Permit.

 

Узбекистан поставляет в Монголию овощи и фрукты, продовольственные товары, текстиль и автомобили. Существует огромный потенциал для расширения номенклатуры и объемов поставок востребованной продукции. Его реализация, безусловно, требует эффективного и надежного транспортного сообщения между странами.

 

Монголия соседствует с двумя крупными державами – Россией и Китаем, не имея при этом прямого выхода к морю, что предопределяет ее сложное геоэкономическое положение. Хотя страна выступает узловым звеном экономического коридора «Россия-Монголия-Китай», в рамках которого функционирует трансграничная железная дорога «Улан-Удэ-Наушки-Улан-Батор-Эрлянь-Пекин-Тяньцзинь» и автотрасса в направлении северокитайских морских портов, получая от этого определенную финансовую выгоду, тем не менее, транзитные возможности Монголии ограничены пределами лишь этой небольшой географии. Расширение торговых маршрутов на сопредельные регионы, включая Центральную Азию, сулит Улан-Батору большие перспективы с точки зрения диверсификации собственного экспорта.

 

Впрочем, регион Центральной Азии представляется для Монголии не только перспективным рынком, но и сухопутным мостом в мировые океаны. В частности, Узбекистан, учитывая его стремление к созданию Трансафганского железнодорожного коридора с выходом в порты Индийского океана, может стать проводником Монголии в Южную Азию. Тот же эффект даст сопряжение новых грузовых маршрутов из Монголии в Узбекистан с транспортно-транзитными коридорами в направлении Ирана, его южных морских портов и остальной части Западной Азии. Вдобавок, транспортная связность с государствами Центральной Азии откроит Монголии путь в Южный Кавказ, Турцию и Европу через Каспийское море. Полагается, что после строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» все эти стыковочные маршруты обретут еще большую значимость и привлекательность за счет сокращения времени и затрат на транспортировку грузов.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.