Экономическое и энергетическое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским союзом: западный вектор во внешней политике Узбекистана

Аналитические заметки

11 декабря, 2025

Делиться

Экономическое и энергетическое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским союзом: западный вектор во внешней политике Узбекистана

В этом аналитическом обзоре Саодат Умарова, PhD-кандидатка Университета мировой экономики и дипломатии (УМЭД), рассматривает, как экономическое и энергетическое сотрудничество с Европейским союзом стало ключевым проявлением формирующегося «западного вектора» во внешней политике Узбекистана. На фоне обострения геополитической конкуренции и поиска Центральной Азией диверсифицированных партнерских отношений в исследовании рассматриваются отношения между Узбекистаном и ЕС в более широком региональном контексте, показывая, как Ташкент все чаще рассматривает Европу не только как рынок, но и как стратегического партнера в реформах, модернизации и развитии транспортной инфраструктуры.

В обзоре сначала прослеживается эволюция от Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1999 года до нового Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA), подписанного в 2025 году, которое выводит отношения на более институционализированный и стратегический уровень. В нем подчеркивается, как EPCA и присоединение Узбекистана к схеме GSP+ ЕС в 2021 году изменили правовые и экономические основы двусторонних связей, ускорив рост торговли и улучшив доступ на рынок для узбекского экспорта. Особое внимание уделяется тому, как торговые преференции и сближение регулирования создают как возможности, так и обязательства, связывая экономические выгоды с прогрессом в области управления, прав трудящихся и верховенства права.

Центральная часть анализа посвящена стратегическим секторам сотрудничества, которые определят будущую архитектуру партнерства: энергетика, «зеленый» переход, критически важные сырьевые материалы и цифровая связь. В обзоре показано, как европейские инвестиции и технологии поддерживают амбиции Узбекистана в области возобновляемых источников энергии и «зеленого» водорода, а сотрудничество в области критически важных минералов и инфраструктурных проектов открывает пути для интеграции Узбекистана в сегменты глобальных цепочек поставок с более высокой добавленной стоимостью. В то же время, поддерживаемые ЕС инициативы в области цифровизации, кибербезопасности и электронного управления укрепляют стремление Узбекистана позиционировать себя в качестве регионального цифрового и логистического хаба.

Наконец, автор помещает двустороннюю повестку дня в более широкие рамки стратегий ЕС и Центральной Азии в области цифровой связи и инвестиций Global Gateway, подчеркивая как масштаб потенциальных выгод, так и структурные вызовы. Она указывает на необходимость проведения устойчивых реформ в Узбекистане, надежного выполнения финансовых обязательств ЕС и тщательного геополитического баланса по отношению к России, Китаю и другим внешним игрокам. В целом, в кратком обзоре сотрудничество между Узбекистаном и ЕС представлено как показательный тест для многовекторной дипломатии Узбекистана: многообещающая западная ориентация, которая может укрепить устойчивость и модернизацию страны при условии, что обе стороны будут управлять ожиданиями и сохранять долгосрочные политические и экономические обязательства.

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.


Экономическое и энергетическое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским союзом: западный вектор во внешней политике Узбекистана

Загрузить