Центр Антропологии и Конфликтологии

Центр Антропологии и Конфликтологии

Предлагаем научно-обоснованные исследования и консультации по темам, связанные с анализом влияния антропологических факторов на те или иные сферы государственного и общественного строительства, а также выявления уровня конфликтогенности как стран, так и отдельных регионов Центральной Азии. Полученная в рамках исследований информация составит обоснованную эмпирическую основу для глубокого, всестороннего и независимого анализа для оценки рисков крупных проектов, учета при проведении эффективной политики государственными и негосударственными структурами, реализации грантов, образовательных программ и обучения.

Лаборатория антропологии и конфликтологии (далее – «Лаборатория») является научно-исследовательским подразделением Института перспективных международных исследований при Университете мировой экономики и дипломатии Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Основная цель - подготовка соответствующих информационно-аналитических, прогнозных документов и рекомендаций по исследованию актуальных проблем антропологии и конфликтологии в Узбекистане и отдельных регионах мира, осуществление образовательных программ, разработка научных изданий и других публикаций.

Лаборатория укомплектована сплоченным коллективом ученых Узбекистана, обладающих богатым опытом работы, как в государственных, так и частных образовательных и научно-исследовательских и международных организациях. Это позволяет проводить исследования на междисциплинарной основе.

Команда состоит из признанных ученых в сфере антропологии, социологии, международных отношений и политологии, что подтверждается соответствующими дипломами и сертификатами. Сотрудники Лаборатории имеют опыт подготовки и проведения полевых исследований как во всех регионах Узбекистана, так и по Центральной Азии.

Лаборатория располагает как собственной эмпирической базой проведенных исследований, так и доступом к статистической, демографической, социально-экономической и другой информации из различных структур. Все это в совокупности позволяет, исходя из поставленных целей и задач, разрабатывать информационно-аналитические материалы, а на их основе готовить стратегические идеи и предлагать решения выявленных проблем по целому комплексу политических и социально-демографических направлений. То есть, Лаборатория обладает необходимым научным и экспертно-консультативным потенциалом для научного сотрудничества с заинтересованными сторонами.

При этом, следующие актуальные проблемы могут рассматриваться в контексте теории и практики антропологии и конфликтологии:

- международных отношений в Центральной Азии;

- регионоведения и страноведения;

- антропологической специфики той или иной страны Центральной Азии или региона Узбекистана;

- этнического и культурного разнообразия регионов Узбекистана и стран Центральной Азии;

- взаимосвязанности религиозной и этнической идентичности в менталитете народов Узбекистана и Центральной Азии;

- влияние неформальных структур на общество Узбекистана и стран Центральной Азии;

- формирования антропологического портрета национальных элит стран Центральной Азии;

- динамики изменения конфликтности Республики Узбекистан, стран Центральной Азии и Афганистана с упором на приграничные территории.

Основными методами Лаборатории является проведение социологических анкетного опроса, фокус-групповых дискуссий, экспертных опросов, глубинных интервью и иных мероприятий, направленных на сбор эмпирического материала для исследований.

Руководитель Центра

Director

Азамат Сеитов

Подробнее

Г-н Азамат Сеитов (Узбекистан), 46 лет, заведующий лабораторией антропологии и конфликтологии Института перспективных международных исследований Университета мировой экономики и дипломатии, которая изучает: на междисциплинарной основе актуальные проблемы международных отношений, регионоведения и страноведения в контексте теории и практики антропологии и конфликтологии; антропологическую специфику уровня конфликтности стран Центральной Азии, с упором на приграничные территории; а также устанавливает долгосрочное сотрудничество для реализации совместных проектов (программ) с ведущими зарубежными научно-исследовательскими организациями. 

Эксперты

leader

Ида Цзяо

Приглашенный научный сотрудник

Подробнее
leader

Лука Анчески

Научный сотрудник

Подробнее
leader

Шерзод Абдуллаев

Директор ИПМИ

Подробнее
leader

Рустам Махмудов

Ведущий научный сотрудник Лаборатории «Антропологии и конфликтологии»

Подробнее
leader

Азамат Сеитов

Заведующий лабораторией антропологии и конфликтологии

Подробнее

Публикации

outputs

Доклады

09 октября, 2024

Узбекистан и Таджикистан на новом историческом этапе двусторонних отношений

Доклад доктора Азамата Сеитова, заведующего Лабораторией антропологии и конфликтологии, раскрывает текущие тенденции сотрудничества между двумя государствами, опираясь на исторические достижения и стратегическое видение лидеров этих стран — Шавката Мирзиёева и Эмомали Рахмона. Доклад был представлен на международном круглом столе, посвящённом политическому сотрудничеству в контексте интеграции Центральной Азии, состоявшемся в сентябре 2024 года.

 

Основной акцент автором делается на укрепление политического, экономического, культурного и гуманитарного взаимодействия между странами. Отмечается, что с 2016 года двусторонние отношения развиваются с динамичным ростом, что стало результатом личных инициатив лидеров и стратегического подхода к вопросам региональной интеграции и стабильности.

 

Доктор Сеитов выделяет ключевые аспекты сотрудничества:

  • Политическую волю и стратегическое сотрудничество в рамках таких международных организаций, как СНГ и ШОС.
  • Существенное наращивание экономических связей, что подтверждается ростом двустороннего товарооборота, увеличившегося с $197 миллионов в 2016 году до $757 миллионов к 2024 году, а также реализацией крупных совместных инвестиционных проектов, таких как строительство гидроэлектростанций и индустриальных зон.
  • Совместные усилия по развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры, что позволило интегрировать железные и автомобильные дороги, а также увеличить объёмы грузоперевозок.
  • Высокий уровень культурного взаимодействия, в том числе сохранение национальной идентичности через образовательные программы, культурные обмены и мероприятия, способствующие укреплению дружеских связей.

 

В докладе подчёркивается важная роль доверительных отношений между двумя странами в обеспечении региональной безопасности, стабильности и устойчивого развития. Сеитов прогнозирует дальнейшее укрепление отношений, что станет важным вкладом в стабильность и процветание всего Центральноазиатского региона. 

 

Читайте и загружайте доклад

outputs

Медиа-ресурсы

08 октября, 2024

Теледебаты 2024: экспертная оценка второго раунда

Доктором Азаматом Сеитовым анализируются вторые телевизионные дебаты, прошедшие в преддверии парламентских выборов в Узбекистане. Эксперт отмечает, что в стране уже налажена система проведения теледебатов в прайм-тайм и высоко оценивает прямые эфиры как средство открытого и честного обсуждения. Ссылаясь на мнения авторитетных экспертов, им подчеркивается профессионализм модератора, рост динамичности дискуссий и повышение конкурентности между политическими партиями. Более того, отмечается активное участие кандидатов, которые не только представляют свои программы, но и задают друг другу острые вопросы, что свидетельствует о повышении уровня политической культуры. Доктор Сеитов делает вывод, что такие дебаты повышают интерес избирателей и позитивно влияют на политическую атмосферу вокруг выборов. В заключение звучит призыв к гражданам осознанно подойти к голосованию 27 октября, подчеркивая важность этого шага для всей страны.

 

Читайте интервью на сайте новостного агентства UPL.uz

outputs

Медиа-ресурсы

25 сентября, 2024

Изменения монетарной политики США чреваты ростом глобальных рисков в мировой экономике

В эксклюзивном интервью агентству «Синьхуа» доктор Азамат Сеитов, заведующий Лабораторией антропологии и конфликтологии, высказал мнение о рисках глобальной экономики, связанных с изменениями монетарной политики США. Он отметил, что снижение процентной ставки Федеральной резервной системы (ФРС) США в краткосрочной перспективе может повысить ликвидность доллара и благоприятно сказаться на мировой экономике. Однако в средне- и долгосрочной перспективе этот процесс приведет к увеличению волатильности на финансовых рынках, росту инфляции и долговых рисков, особенно для развивающихся стран.

 

Доктор Сеитов подчеркнул, что быстрое перемещение капитала в поисках более высокой доходности, вызванное снижением ставок, может усилить колебания цен на мировых рынках и увеличить инвестиционные риски, в свою очередь, снижение привлекательности долларовых активов может повлиять на колебания курса доллара. Эксперт добавил, что манипуляции с монетарной политикой США, особенно в преддверии президентских выборов, могут иметь негативные последствия для мировой экономики, усиливая циклы «процветание-кризис-спад».

 

Читайте интервью на веб-сайте «Синьхуа»

outputs

Медиа-ресурсы

16 сентября, 2024

Укрепление связей: Общие ценности и спортивная дипломатия между Кыргызстаном и Узбекистаном

Заведующий Лаборатории антропологии и конфликтологии ИПМИ доктор Азамат Сеитов в своем недавнем интервью Кыргызскому национальному информационному агентству «Kabar» поделился размышлениями о многовековых ценностях кыргызско-узбекской дружбы. Подарок президента Кыргызстана Садыра Жапарова узбекскому тренеру Акмалю Хасанову в виде автомобиля вызвал положительный отклик в Узбекистане и Центральной Азии. Эксперт отметил символизм этого жеста, подчеркнув важность автомобиля как современного эквивалента скакуна в тюркской культуре. Он также напомнил о схожем жесте президента Узбекистана в отношении кыргызского акына, что было тепло воспринято в Кыргызстане.

 

Д-р Сеитов подчеркнул важность спортивной дипломатии в укреплении отношений между двумя странами. Он отметил успехи кыргызского боксера Мунарбека Сейитбек уулу на Олимпиаде в Париже и роль узбекского тренера в его победе. Эксперт также обратил внимание на развитие спорта в Кыргызстане, в частности футбола, и отметил, что страна показывает все лучшие результаты на международных соревнованиях.

 

Подытоживая интервью, экспертом отмечается, что спорт играет важную роль в народной дипломатии, способствуя укреплению дружеских отношений между странами. Такие события, как совместные тренировки, обмен опытом и взаимная поддержка в спорте, помогают создавать прочные связи между народами Кыргызстана и Узбекистана, демонстрируя единство и взаимопонимание на международной арене.

 

Читайте полное интервью

outputs

Исследовательские статьи

10 сентября, 2024

Подходы стран Центральной Азии, ЕС и ведущих внешних и региональных игроков к Афганистану после прихода к власти Талибана

Монография «Центральная Азия и Европейский Союз: В поисках устойчивости», подготовленная и опубликованная в рамках научного проекта Ташкентского центра передового опыта европейских исследований имени Жана Моне УМЭД, предлагает подробное исследование сложных и развивающихся отношений между Европейским союзом и республиками Центральной Азии, охватывающее широкий спектр тем, от регионализма, экономического сотрудничества и экологических проблем до стратегии ЕС в отношении Центральной Азии и его роли в повышении устойчивости региона. Это бесценный ресурс для исследователей, политиков и студентов, стремящихся углубить свое понимание современных международных отношений и устойчивого развития в этих регионах.

 

В монографии представлен важный вклад Рустама Махмудова, ведущего научного сотрудника Института перспективных международных исследований (ИПМИ), который исследует реакцию стран Центральной Азии и Европейского союза на приход к власти движения Талибан в Афганистане. Г-н Махмудов предлагает тонкий анализ меняющихся дипломатических стратегий и стратегий безопасности, исследуя, как региональные и внешние игроки – ЕС, США, Китай и Россия – корректируют свои подходы. Его статья подчеркивает геополитические проблемы, возникшие в связи с возвращением талибов, особенно в области безопасности, торговли и гуманитарных проблем, что делает ее крайне важной для тех, кто интересуется геополитикой Центральной Азии и международной дипломатией после 2021 года.

 

Читайте и загружайте статью (на английском языке) ниже

outputs

Медиа-ресурсы

22 июля, 2024

Узбекистан и Кыргызстан вышли на уровень реального стратегического партнерства – Азамат Сеитов

Заведующий лабораторией антропологии и конфликтологии ИПМИ, доктор социологических наук, и.о. профессора Азамат Сеитов в беседе с корреспондентом Кыргызского Национального информационного агентства «Кабар» выразил свое мнение по итогам государственного визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан.

 

Д-р Сеитов отмечает, что Узбекистан и Кыргызстан повысили уровень партнерства до стратегического, что стало возможным благодаря активизации двустороннего сотрудничества и укреплению взаимных экономических связей, добавив, что страны не только наладили тесное взаимодействие в торгово-экономической сфере, но и значительно продвинулись в области взаимных инвестиций, что свидетельствует о высоком уровне доверия и взаимопонимания между ними.

 

Особое внимание экспертом уделяется развитию транспортной и логистической инфраструктуры, что способствует увеличению товарооборота и облегчению передвижения людей и грузов между двумя государствами. Д-р Сеитов подчеркивает, что Узбекистан и Кыргызстан, благодаря своему географическому положению, играют ключевую роль в региональной интеграции и стабилизации Центральной Азии, что делает их сотрудничество важным фактором стабильности и процветания в регионе.

 

Читайте полную беседу

outputs

Медиа-ресурсы

05 июля, 2024

Астанинский саммит ШОС открывает новую страницу в истории укрепления сотрудничества между ЦА и КНР

Азамат Сеитов поделился экспертным мнением в эксклюзивном интервью китайскому информационному агентству Синьхуа

4 июля 2024 года на веб-портале официального информационного агентства правительства Китайской народной республики было опубликовано интервью руководителя Центра антропологии и конфликтологии Института перспективных международных исследований доктора Азамата Сеитова.

В своем интервью эксперт рассказал о значимости прошедшего в Астане Саммита глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Он подчеркнул, что ШОС адаптирует свою деятельность к новым вызовам, таким как кибербезопасность и климатические изменения, что делает организацию важным игроком на международной арене, активно влияющим на обеспечение глобальной безопасности и стабильности.

Читать полный текст интервью.

outputs

Исследовательские статьи

24 июня, 2024

Центральная Азия перед вызовом современной идентификационной динамики

Ведущий научный сотрудник Лаборатории антропологии и конфликтологии Института перспективных международных исследований (ИПМИ) Рустам Махмудов опубликовал статью на тему «Центральная Азия перед вызовом современной идентификационной динамики» в Сборнике статей международной конференции «Идентификация в странах Центральной Азии: траектории развития», организованной в декабре 2023 года в городе Алматы Представительством Фонда Розы Люксембург в Центральной Азии. 

В статье подробно рассматривается вопрос вхождения и функционирования в пространстве региона различных идентификационных конструктов, сформировавшихся в других культурно-цивилизационных пространствах. Идентичность описывается автором как социально-экономический институт, а к анализу ее феномена применяются новейшие современные научно-теоретические методы.

Скачать статью

outputs

Медиа-ресурсы

11 июня, 2024

Подписание соглашения по проекту железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан – грандиозное историческое событие

Азамат Сеитов поделился экспертным мнением в эксклюзивном интервью китайскому информационному агентству Синьхуа

9 июня 2024 года на веб-портале официального информационного агентства правительства Китайской народной республики было опубликовано интервью руководителя Центра антропологии и конфликтологии Института перспективных международных исследований доктора Азамата Сеитова.
В своем интервью эксперт рассказал о значимости подписания соглашения по проекту железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, назвав его историческим событием. Он отметил, что этот проект усилит экономическое сотрудничество, безопасность и стабильность в регионе, а также улучшит транспортные возможности Узбекистана, создаст новые рабочие места и повысит инвестиционную привлекательность страны.

Читайте полный текст интервью 

outputs

Исследовательские статьи

12 февраля, 2024

Четвертая промышленная революция и ее влияние на ценности в Центральной Азии

Центральная Азия постепенно становится частью мирового процесса перехода к новому технологическому укладу, который Клаус Шваб назвал «Четвертой промышленной революцией» (ЧПР). Наиболее активно этот процесс идет в Узбекистане и Казахстане, представляющих собой локомотивы экономического роста региона, и инвестирующих значительные средства в цифровизацию и создание экосистемы стартапов и венчурного капитала, постепенно превращаясь в экспортеров цифровых услуг.

Между тем, когда говорят о цифровизации Центральной Азии, то чаще всего рассматривают ее экономический и технологический аспекты, в то время как ценностный и тесно связанный с ним этический аспекты остаются недостаточно разработанными на академическом уровне. Однако, как показали исследования Макса Вебера, Йозефа Шумпетера и Дугласа Норта, мировоззренческие, ценностные и институциональные парадигмы напрямую влияют на характер экономического и технологического развития. Более того, сами технологии затем влияют на закрепление новой системы ценностей и трансформацию прежних ценностных систем. Для Центральной Азии это как никогда актуально, учитывая, что в регионе сегодня наблюдается конкуренция ценностных систем.

outputs

Аналитические заметки

13 марта, 2023

Эксклюзив: Китай стал важным драйвером прогресса на планете -- узбекский эксперт А. Сеитов

Ташкент, 2 марта /Синьхуа/ -- В настоящее время Китай стал важным драйвером прогресса на планете. Об этом заявил в эксклюзивном интервью Синьхуа заведующий лабораторией антропологии и конфликтологии Института перспективных международных исследований Университета мировой экономики и дипломатии Узбекистана Азамат Сеитов.

По его словам, Китай является одной из древнейших цивилизаций в мире, которая на протяжении всей истории своего развития демонстрировала внутреннюю силу, позволявшую достигать поставленные цели. Собеседник Синьхуа считает, что Китай в настоящее время всесторонне претворяет в жизнь решения 20-го Всекитайского съезда КПК. Во внешней политике это означает реализацию Пекином стратегии открытости в духе взаимной выгоды и выигрыша в долгосрочной перспективе. Масштабная китайская модернизация, в свою очередь, будет служить дополнительной возможностью и для развивающихся стран мира, открывая новые горизонты сотрудничества.

А. Сеитов на примере стран Центральной Азии отметил, что за минувшие юбилейные 30 лет отношения сторон достигли уровня стратегического партнерства. Основополагающим принципом взаимодействия между государствами Центральной Азии и Китаем является уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности стран, а также поддержка в вопросах, касающихся жизненно важных интересов.

Узбекский ученый особо выделил, что в этом году исполняется десять лет инициативе "Пояс и путь", которая за такой короткий период открыла широкую дорогу для экономического прогресса во многих странах мира. "Узбекистан рассматривает данную инициативу Пекина как механизм укрепления межгосударственного сотрудничества путем развития сухопутных и морских путей, который на наших глазах превращается в глобальную экономическую платформу", -- сказал А. Сеитов.

В заключение узбекский ученый подчеркнул, что узбекско-китайское сотрудничество носит всесторонний стратегический характер и охватывает самые разные сферы. "В его основе лежат доверительные личные отношения, установившиеся между главами двух государств. Со своей стороны, Узбекистан придает приоритетное значение дальнейшему укреплению партнерства с КНР, расширению многопланового торгово-экономического, инвестиционного и финансового сотрудничества между двумя странами на основе принципов взаимной выгоды, учета интересов и равноправия", -- резюмировал А. Сеитов. 

outputs

Аналитические заметки

27 февраля, 2023

Организация тюркских государств как пример формирования новых глобальных ландшафтов

Организация тюркских государств становится многообещающим механизмом выстраивания новых региональных и глобальных ландшафтов для стимулирования роста взаимного благосостояния, укрепления мира и стабильности. О перспективах развития организации — в статье доцента Университета мировой экономики и дипломатии Рустама Махмудова.

11 ноября 2022 года в Самарканде состоится первый саммит Организации тюркских государств (ОТГ), членами которого являются Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан, а Венгрия и Туркменистан имеют статус наблюдателей.

То, что первый саммит пройдет именно в Самарканде, не является случайностью. Нужно отметить, что одним из поворотных моментов в деятельности этой организации стало именно вступление Узбекистана в 2019 году в тогда еще Тюркских совет, позже трансформировавшийся в ОТГ.

Значимость вступления Узбекистана для организации обуславливалось целым рядом факторов. С точки зрения демографии наша страна с населением более 35 млн. человек является в ОТГ второй после Турции с ее 83,3 млн. жителей. По размеру ВВП она образует ведущую экономическую тройку стран организации вместе с Турцией и Казахстаном. Узбекистан оказывает системное влияние на все ключевые геополитические процессы в Центральной Евразии.

Также наша страна выступает мощным культурным центром современной мировой тюркской цивилизации благодаря наличию высокой образовательной и научной базы. Реализуемая политика открытости последних лет делает Узбекистан центром регионального притяжения и одновременно генератором креативных идей, имеющих стратегическую значимость для не только для Центральной Азии, но для других сопредельных пространств. Невозможно отрицать тот факт, что новый курс Узбекистана привел к запуску процессов реконсолидации региона, в котором большинство населения составляют представители тюркских народов.

Вступление Узбекистана в ОТГ привело к тому, что сегодня при оценке развития и прогнозирования ситуации на обширных пространствах Центральной Азии, Южного Кавказа и Малой Азии уже невозможно не учитывать фактор сотрудничества тюркских стран. Это в свою очередь вносит дополнительные элементы во все более усложняющуюся геополитическую, геоэкономическую, ценностную и культурную картину региона.

Примечательно, что укрепление тюркского измерения в регионе происходит одновременно с процессами поиска новых смыслов и стимулов для развития другими институциональными и организационными измерениями, такими как Шанхайская организация сотрудничества, СНГ, Консультативные встречи глав государств Центральной Азии, процессы укрепления взаимосвязанности Центральной и Южной Азией, форматы «ЦА +» с США, ЕС, Россией и КНР.

И в этой связи, естественно, не может не возникнуть вопрос о том, а не войдет ли укрепляющееся тюркское измерение в целевое, организационное и функциональное противоречие с таким количеством других организаций, в которых представлены члены ОТГ – Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и государство-наблюдатель Туркменистан.

Для ответа на этот вопрос, как представляется, важно учитывать два тесно связанных друг с другом аспекта, которые касаются характера развития современной геополитической ситуации в мире и концептуального понимания механизмов выстраивания многосторонних отношений.

Очевидно, что однополярная геополитическая структура мира и порождаемые ею системы институтов глобализации, гарантировавшие ранее стабильность и максимизацию богатства, если говорить языком новой институциональной экономики, постепенно уходят в прошлое. О необходимости формирования новых институциональных систем говорят уже довольно давно, в том числе и в самих США, как идеологическом, финансово-экономическом и технологическом центре глобализации.

Стоит вспомнить речь госсекретаря США Хиллари Клинтон в 2012 году в Сингапурском университете менеджмента, касавшуюся концепции «Нового Шелкового пути». Тогда она заявила, что «Мы должны следовать примеру поколения, которое после Второй мировой войны выстроило современный мировой порядок и создало институты и соглашения, укрепившие беспрецедентную безопасность и процветание. Мы должны идти тем же путем, заглядывая еще дальше и работая еще более напряженно над тем, чтобы выработать договоренности, которые обеспечат нам безопасность и процветание на следующие 100 лет».[1] Можно также вспомнить президента Дональда Трампа, суть внешней политики которого можно было бы охарактеризовать как попытку смены прежних правил глобальной торгово-экономической и технологической игры.

Наблюдаемый сегодня рост числа конфликтов и точек напряженности в мировой политике, экономике и идеологии, можно интерпретировать, в этой связи, не только как индикатор исчерпания прежних институтов, но и как попытки выстроить новые глобальные правила и балансы отношений финансово-экономических и технологических сил.

При этом проблема состоит в том, что в значительных сегментах развивающегося мира на этот процесс смотрят с традиционной для XIX и XX веков точки зрения. Ее суть состоит в ожидании, что новые институты, как и прежде, будут эксклюзивно формироваться ведущими мировыми державами. Однако, подобная точка зрения не вполне отвечает реалиям современного мира.

Новые правила игры, которые определят облик будущего глобального ландшафта, будут формироваться в более сложных комбинациях усилий развитых и развивающихся стран. И они уже формируются, на что указывает политика Узбекистана, а также такого важного государства-члена ОТГ как Турция, демонстрирующих яркую проактивную позицию в выстраивании новых многосторонних форматов в комбинации с развитыми и развивающимися странами, не ожидая пока крупнейшие акторы договорятся о новых правилах игры.

Что же касается вопроса возможного вхождения измерения тюркского сотрудничества в противоречие с другими организациями и форматами, в которых работает Узбекистан и его партнеры по ОТГ, то здесь важно понимать происходящие изменения в моделях выстраивания многостороннего сотрудничества в современных условиях.

Если в прежних биполярных и однополярных моделях мира многосторонние отношения выстраивались по схеме «центр - периферия», когда в центре были великие державы, а другие страны концентрировались вокруг них, то в настоящее время возникает пространство множественных центров и ситуативных лидеров в лице стран и организаций. Все они формируют разветвленные связи, отношения и форматы сотрудничества. Это высокодинамичная модель, уходящая от статики прошлых эпох, создающая т.н. «синергетический эффект».

Ведущие страны Организации тюркских государств, включая Узбекистан, во многом демонстрируют именно подобную логику в своей внешней политике, что дает основание говорить о минимизации вероятности вхождения ОТГ в противоречие с другими организациями и форматами, в которых состоят тюркские государства. Более того, ОТГ может поднять эффективность других многосторонних форматов с участием тюркских стран, так как создает еще один источник экономического и научно-технологического роста в Центральной Азии и Южном Кавказе.

Таким образом, Организация тюркских государств должна стать многообещающим механизмом выстраивания новых региональных и глобальных ландшафтов с их новыми институтами и новым пониманием природы взаимоотношений между странами в целях стимулирования роста взаимного благосостояния, укрепления мира и стабильности. Важно то, что Узбекистан, как председатель ОТГ в период 2022-2023гг., имеет уникальную возможность заложить долгосрочный стратегический фундамент развития этой организации, опираясь на свой ценный опыт последних лет в формировании продуктивных отношений нового типа, как по линии межгосударственных связей, так и сотрудничества между организациями и регионами.

outputs

Аналитические заметки

27 февраля, 2023

Большая игра: почему Си видит возможность в Центральной Азии

По мере того, как влияние России ослабевает, Си Цзиньпин сделает ближайшей задачей стать главным партнером стран Центральной Азии.

2-й Национальный конгресс прошел не по плану китайского лидера Си Цзиньпина. Неожиданное публичное отстранение от должности бывшего президента Ху Цзиньтао указало на возможность внутриэлитной борьбы среди высших членов Коммунистической партии Китая (КПК).

Известно, что премьер-министр Ли Кэцян был согласен с Си в отношении долгосрочных целей государства, а именно: построить среднезажиточное общество (Сяокан) к 2021 году и превратить Китай в великую современную социалистическую страну к 100-летию КНР. Китай (КНР). Однако их мнения не совпадали в реализации основных контуров экономической политики. Например, Ли не согласился с Си в отношении политики «ноль-COVID», а также огромных инвестиций в инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП).

Политика Китая по борьбе с коронавирусом привела к замедлению экономического роста и вызвала недовольство масс. С 2014 по 2019 год Китай инвестировал в страны ОПОП 90 миллиардов долларов . Но учитывая, что развивающиеся страны с низкими доходами составляют значительную долю участников ОПОП — более 46 процентов от общего числа стран-участниц — многие из них имеют долг перед Китаем. Более того, из-за Covid-19 почти все страны ОПОП испытали отрицательный рост валового внутреннего продукта (ВВП) и снизили свою платежеспособность, что удвоило долг этих стран Китаю. Из шестидесяти восьми участников BRI двадцать три рискуют не выполнить свои обязательства с Джибути, Лаосом, Мальдивами, Монголией, Черногорией, Пакистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном с особенно высоким риском .делать это.

Центральная Азия в фокусе

Основываясь на составе Постоянного комитета Политбюро, многие эксперты отметили, что новые члены лично лояльны Си, что свидетельствует о полной консолидации его власти. Это дает Си достаточную свободу действий при принятии решений, касающихся будущего Китая. Как сказал основатель Alibaba Джек Ма: «Китай подобен огромному кораблю. Для того, чтобы резко изменить ее курс, даже если есть такая необходимость, требуются значительные усилия и время».

Часто предполагается, что политика Китая в отношении Центральной Азии сильно не изменится. Однако, принимая во внимание текущий экономический кризис и структурные изменения в международном порядке, вероятно, будут внесены коррективы за счет усиления ОПОП. Сохранение Ван Хунина, главного идеолога КПК, в качестве члена Политбюро является четким сигналом того, что Си усилит продвижение ОПОП в свой третий срок. Учитывая, что Центральная Азия имеет решающее значение для успеха BRI, проект станет определяющим фактором политики Китая в регионе. Кроме того, поскольку ОПОП был впервые представлен десять лет назад в Казахстане, для Китая есть символическое значение демонстрации достижений проекта в Центральной Азии.

До сегодняшнего дня Китай старался не слишком сильно продвигать ОПОП в регионе . Пекин понимает сложность прогнозирования роли России в регионе и, главное, новых тенденций в отношениях между странами Центральной Азии и самим Китаем. Но это лишь свидетельствует о намерениях Пекина прочно закрепиться в регионе и вытеснить влияние Москвы.

Во-первых, с учетом ослабления роли России в Центральной Азии из-за продолжающейся войны на Украине укрепляются позиции Китая в регионе. Так, американские эксперты считают , что для многих соседей России война на Украине ускорила процесс выхода из орбиты Москвы. В настоящее время многие государства Центральной Азии переосмысливают и пересматривают свои отношения с Россией. Резкие выступления президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на Петербургском экономическом форуме в июне и президента Таджикистана Эмомали Рахмона на октябрьском саммите Содружества Независимых Государств (СНГ) в адрес России, а также явное желание стран региона для решения острых территориальных вопросовна двусторонней основе ярко иллюстрирует переход государств Центральной Азии к независимости.

Растущая изоляция России дает Китаю возможность бросить вызов своему влиянию в Центральной Азии. Стратегическая зависимость Москвы от Пекина в условиях войны на Украине исключает возможность российского возмездия за вторжение в ее историческую сферу влияния.

Во-вторых, только в этом году Си встречался лицом к лицу три раза и практически один раз с другими центральноазиатскими лидерами, что свидетельствует о новой волне высокоинтенсивной дипломатии. Эти встречи подвели итоги тридцатилетних двусторонних и многосторонних отношений и наметили перспективы будущего сотрудничества.

Так, на Виртуальном саммите лидеров Центральной Азии и Президента Китая в январе 2022 г. Си выступил с рядом важных предложений, включая увеличение товарооборота до 70 млрд долларов к 2030 г., углубление сотрудничества в сфере передовых технологий, предоставление 1200 правительственным - спонсируемые стипендии.

Решение Си совершить свою первую зарубежную поездку с начала пандемии в Центральную Азию является фундаментальным стратегическим шагом, направленным на то, чтобы послать важный сигнал конкурентам и партнерам Китая в регионе. Накануне визита председатель КНР опубликовал статьи , в которых обозначил контуры политики и ориентиры для нового этапа развития центральноазиатско-китайских отношений на ближайшее десятилетие.

Анализ сентябрьских визитов Си Цзиньпина в Казахстан и Узбекистан свидетельствует об интересах Китая в регионе. В ряде документов, подписанных с Узбекистаном и Казахстаном, выражена твердая политическая приверженность Китая региону с новым акцентом на сотрудничестве между китайскими регуляторами СМИ и их коллегами в Казахстане и Узбекистане. Ранее китайские эксперты выразили возмущение тем, что в регионе по-прежнему сохраняется негативное отношение к Китаю, несмотря на огромный инвестиционный вклад в развитие экономики Центральной Азии. В первую очередь это было связано с низкой осведомленностью и отсутствием положительной информации о Китае. Медиа-взаимодействие между каждой стороной для заполнения этого пробела станет основным инструментом для демонстрации мягкой силы Китая в регионе.

В-третьих, Си прямо назвал ОПОП важным механизмом для реализации интересов Китая в Центральной Азии. На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Узбекистане Си призвал к продолжению усилий по дополнению проектов BRI национальными стратегиями развития и инициативами регионального сотрудничества, а также к расширению субмногостороннего и субрегионального сотрудничества.

В Центральной Азии возрастает потребность в региональных транспортных и коммуникационных связях. Со следующего года Пекин примет активное участие в строительстве важнейшей транспортной инфраструктуры в регионе. С этой целью спустя более двадцати лет Узбекистан, Кыргызстан и Китай возродят проект строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (ККУ). Накануне саммита ШОС соответствующие органы трех стран подписали соглашение о реализации этого проекта при китайском финансировании, несомненно, поместив его в «рамки ОПОП». Этот проект подключения направлен на обеспечение доступа Китая к рынкам Центральной Азии, что особенно актуально, когда война в Украине заблокировала важные маршруты, ведущие в Европу.

Заинтересованность Китая в скорейшей реализации BRI становится решающим фактором в реализации железной дороги CKU. По мнению экспертов, железная дорога ЦКУ не только создаст южный коридор Второго континентального транспортного моста, но и откроет новые рынки сбыта для производимой продукции трех стран. Этот маршрут станет одним из кратчайших для транспортировки китайских товаров в Европу, а также усилит региональное экономическое влияние Пекина.

Наконец, в результате пандемии Covid-19 Китай будет делать более целенаправленные инвестиции, а не масштабные обязательства. Визит Си в регион сигнализирует о том, что Китай будет вкладывать больше средств в регион, но отныне они не будут безоговорочными. Китай полон решимости защищать свои экономические интересы в регионе, увязывая их с определенными политическими ориентирами. Вполне вероятно, что первоначально эти условия будут деликатными, но в конечном итоге будут выдвинуты более жесткие требования об изменении.

Заключение

Из-за негативных экономических последствий пандемии и российско-украинской войны Центральная Азия в целом заинтересована в ускорении реализации ОПОП и других проектов, финансируемых Китаем. Тем не менее, рассчитывая на крупные китайские инвестиции, странам-участницам не стоит надеяться на «щедрые условия». Страны могут заплатить высокую цену за китайское финансирование, включая «китаизацию» своей экономики и культуры.

Для Си ОПОП останется главным приоритетом для регионального взаимодействия, поскольку Китай продолжает оставаться основным донором для развивающихся стран. Однако некоторые страны ОПОП извлекут уроки из опыта Пакистана и Шри-Ланки и станут более осторожно относиться к китайским инвестициям на политических условиях. Таким образом, BRI постепенно трансформируется из плана развития региональной инфраструктуры в стратегию безопасности для Центральной Азии.

Аббос Бобохонов — аспирант Университета мировой экономики и дипломатии, научный сотрудник Института перспективных международных исследований. Ранее он был научным сотрудником Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, где его основными областями специализации были внешняя политика Китая и ШОС. Его исследовательские интересы включают современную внешнюю политику Китая в Центральной Азии, политику «мягкой силы» Китая, BRI и AIIB.

outputs

Исследовательские статьи

14 февраля, 2023

Гипотезы Липсета и Фукуямы и их верификация на примере Современного Китая

В статье делается попытка проверить универсальность гипотез Френсиса Фукуямы и Сеймура Мартина Липсета о положительной корреляции богатства и потребительской культуры с либерализмом и демократией на примере некоторых развивающихся стран и современного Китая. Ключевым компонентом анализа выступает средний класс, традиционно считающийся индикатором экономического состояния общества, основой потребительской культуры и носителем ценностей экономического либерализма. Также анализируется проблема качественного перехода среднего класса от исповедования ценностей экономического либерализма к ценностям политического либерализма и к требованиям их практического воплощения в виде демократизации общества и государства. В статье приводятся результаты исследования среднего класса в наиболее успешных развивающихся странах, проведенного Pew Research Center в 2009 году, которые в целом подтверждают гипотезу о существовании глобального среднего класса с ценностной точки зрения вне зависимости от того, идет ли речь о развитой или развивающейся стране. В то же время более поздние по времени исследования пока не подтверждают успешного перехода экономического либерализма в политический либерализм в этих развивающихся странах. В этой связи ключевым концептуальным вопросом, который должен будет подтвердить или опровергнуть гипотезы Липсета и Фукуямы, является дальнейшая судьба развития среднего класса Китая, который уже стал крупнейшим в мире по численности, почувствовал вкус потребления и экономического либерализма. Учитывая, что китайский средний класс составляет более 50 % населения страны, пока остается загадкой, почему он все еще не предъявил требования о политической трансформации государства и какие причины сдерживают переход укрепляющегося экономического либерализма в китайском обществе в либерализм политический, а также возможен ли этот переход вообще.

Загрузить .pdf файл

outputs

Аналитические заметки

05 февраля, 2023

Ценность мира, подтвержденная цифрами

С древних времен наш народ осознавал важность и ценность мирной и благополучной жизни. Венцом этого служит творчество Алишера Навои, который посвятил свою гуманистическую деятельность нации и всему человечеству. Одна из главных заслуг великого поэта - воспевание общечеловеческих ценностей, пропаганда добра, благодетели, призыв ко всем народам жить в мире и согласии.

Показательно и то, что с внутренней стороны купола памятника Алишеру Навои можно прочесть его строки: «Люди мира, знайте: вражда - не дело, любите друг друга, вся истина в дружбе». Они демонстрируют высшие цели Нового Узбекистана, созвучные благим идеям великого поэта. К примеру, в Послании Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана отмечено, что мы должны дорожить нашей мирной и спокойной жизнью как бесценным, наивысшим достоянием, беречь ее во имя счастья и будущего наших семей, детей и грядущих поколений.

Мир - ключевое условие уверенного движения нашей страны вперед. Это особенно важно на фоне происходящих в международном сообществе событий: непростой геополитической ситуации, обостряющегося дефицита энергоресурсов, возрастающей потребности в продовольствии.

Именно в условиях мира наша страна достигла впечатляющих показателей, а именно: в результате широкомасштабных и эффективных реформ валовой внутренний продукт страны впервые превысил 80 млрд долларов; только в 2022 году в экономику Узбекистана привлечено восемь млрд долларов прямых иностранных инвестиций; экспорт страны достиг 19 млрд долларов

Очевидно, что все эти показатели возможны лишь в условиях стабильности. Так, сравнительный анализ большинства зарубежных военных конфликтов (межгосударственных и гражданских) в период с 1990 по 2016 годы свидетельствует об очевидном снижении уровня ВВП на душу населения (показатель доходит до отметки в 64,3 процента) после завершения конфликта.

Согласно информации Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, к середине 2022 года более 100 млн человек были вынуждены переехать на другое место жительства из-за преследований, конфликтов, беспорядков, нарушений прав человека. Этот показатель на 15 процентов превышает результат конца 2021-го. Иными словами, в прошлом году один из 77 людей в мире был вынужден покинуть место постоянного жительства, что в два раза больше, чем показатель десятилетней давности (один из 167 - в 2012-м).

Согласно исследованиям, из последних 3400 лет истории человечества 268 лет (восемь процентов) были мирными. Только в прошлом веке от войн погибло 108 млн. Эти негативные процессы не утихают даже в наше время.

Конфликты также влияют как на внутренних, так и иностранных инвесторов. В зависимости от интенсивности столкновений они выводят капитал далеко за границу или переносят производственные мощности в другие близлежащие регионы.

Внутренние инвестиции наиболее чувствительны к вооруженным конфликтам, которые в свою очередь оказывают негативное влияние сразу как на финансовые, так и реальные капиталовложения. Это связано с тем, что фондовые рынки и ценные бумаги в стране конфликта мгновенно на него реагируют, а вложение средств в капитальное строительство приостанавливается из-за высоких рисков, особенно в случае нахождения объектов в зоне боевых действий. В то же время инвесторы воздерживаются от вложения средств в развитие производства из-за неуверенности в будущем.

Как результат, массовая безработица и ужасающая инфляция. В частности, в рамках соответствующих вооруженных конфликтов в Сьерра-Леоне девальвация национальной валюты только в первый год составила 92,8 процента, в Алжире - 92,3, Сербии - 83,7, Руанде - 76,9, Бурунди - 77,6, Йемене - 70.

Девальвационный эффект от вооруженного конфликта обусловлен комплексом причин. Это разрушение инфраструктуры, сокращение объемов экспорта и прямых иностранных инвестиций, отток капитала, включая банковский, дефицит на рынке валюты, торговые блокады, разрыв торгово-экономических связей и не только.

Переселение масс происходит вследствие как военных действий, так и разрушения объектов социальной инфраструктуры, сокращения рабочих мест, уничтожения бизнеса. В условиях вынужденной миграции прекращается самовоспроизводство домохозяйств, что оборачивается бедностью, ведущей к нищете. Таким образом возникает эффект циклического роста конфликтности общества, то есть бедность способствует возникновению новых конфликтов.

С одной стороны, нищета является мотивацией для многих людей активно участвовать в боевых действиях и использовать вооруженный конфликт как средство зарабатывания денег. С другой - разрушение инфраструктуры, жертвы среди мирного населения, а значит, потеря кормильца, появление беженцев и перемещение граждан внутри страны в совокупности оборачиваются ростом бедности. Таким образом, существует определенная цикличность в воздействии бедности на возникновение столкновений и ее рост в результате конфликта.

Поэтому важно то, что, сохраняя мирную и спокойную жизнь в стране, укрепляя ее независимость, Узбекистан ускоренными темпами продолжает путь устойчивого развития. Это и есть основная причина того, что весь многонациональный народ республики дорожит этим бесценным и наивысшим достоянием.

Однако стремление Узбекистана к миру и стабильности не означает нашей беззащитности. Как отмечено главой государства в Послании: «Мы способны обеспечить безопасность и территориальную целостность любимой Родины». С заслуженным уважением и гордостью в нашей стране относятся к защитникам Родины, которые надежно обеспечивают неприкосновенность границ и мирную жизнь. Например, в рейтинге армий мира Global Firepower Index 2023 Узбекистан занял 62-е место среди 145 стран.

В Послании отмечено, что в контексте обеспечения в стране мира большое значение имеет военно-патриотическое воспитание молодежи, роль старшего поколения в воспитании детей и молодых людей, чтобы они выросли гармонично развитыми личностями

В целом делается на акцент на то, чтобы жизнь каждого человека в нашей стране была мирной и счастливой, чтобы он был здоровым, получил хорошее образование, обеспечивал благополучие своей семьи.

Азамат Сеитов.
Заведующий сектором Исполнительного комитета Политического совета УзЛиДеП,
Доктор социологических наук.