Примечание редактора: в августе The National Interest организовал симпозиум по Афганистану через год после ухода США и захвата Кабула талибами. Мы задали ряду экспертов следующий вопрос: «Как администрации Байдена следует подходить к Афганистану и правительству талибов?» Следующая статья является одним из их ответов:
Спустя год после того, как талибы захватили Афганистан, международное сообщество по-прежнему сталкивается с огромными проблемами, пытаясь справиться с новой реальностью в Центральной Азии. Вывод международных вооруженных сил и эвакуация лишь небольшого числа афганцев, ранее сотрудничавших с ними, нанесли значительный ущерб репутации Соединенных Штатов и их западных союзников. Хаос эвакуации потряс миллионы людей во всем мире, а правление талибов не принесло долгожданного мира, устойчивого развития и процветания.
Талибан нельзя винить во всех нынешних проблемах, стоящих перед Афганистаном, учитывая, что они унаследовали слаборазвитое государство с высоким уровнем бедности, чрезмерной зависимостью от иностранной помощи и неэффективным аппаратом управления. Талибан мог бы улучшить ситуацию с внутренней безопасностью, но сталкивается с серьезными проблемами в эффективном управлении. Отсутствие инклюзивного правительства и уважение прав женщин являются крупнейшими разногласиями между талибами и большей частью международного сообщества, которое до сих пор официально не признало талибов законным правительством Афганистана.
Чтобы извлечь уроки из своего прошлого опыта военного и политического участия в Афганистане, западные страны должны сосредоточиться на следующих уроках:
Во- первых, национальное строительство должно быть внутренним процессом, в значительной степени не зависящим от иностранного вмешательства. Афганистан постоянно доказывает, что не существует работающего «планового подхода», а реформы, организованные извне, хрупки. Готовых решений по урегулированию конфликтов и постконфликтному восстановлению нет. Некоторые общие принципы и подходы к поддержке стран после окончания конфликтов все еще применяются, но каждый случай требует внимания к важности того, чтобы местные сообщества брали на себя инициативу.
Во- вторых, построение высокоцентрализованного правительства под руководством сильных мира сего не сработало. Афганистан имеет историческую традицию децентрализованного управления и не может допустить установления персоналистских режимов. Как ни странно, Соединенные Штаты и их союзники решили пренебречь своими собственными принципами и приверженностью демократическим процедурам. С 2001 по 2021 годы президенты Афганистана легитимизировались при прямой координации и вмешательствевнешних акторов. Несмотря на усилия Кабула по консолидации власти, центральное правительство в основном считалось объектом манипуляций со стороны Запада и не имело необходимой внутренней поддержки для реализации политики постконфликтного примирения и развития. Этот эксперимент в Афганистане наглядно продемонстрировал, что сверхцентрализованная президентская модель не гарантирует безопасности и стабильности.
В- третьих, Запад не знал, как страны региона могут разрабатывать стратегии постконфликтного восстановления Афганистана. Будущее Афганистана нельзя рассматривать и формировать без существенной поддержки со стороны его соседей. По разным причинам Соединенные Штаты избегали или сводили к минимуму свое сотрудничество с рядом стран региона по вопросам Афганистана. Такие страны, как Пакистан, в основном использовались в качестве транзитных маршрутов.и для размещения американской и западной военной инфраструктуры, необходимой для операций в Афганистане. Все крупные международные встречи по Афганистану проходили в Европе, США и Японии. Все они очень далеки от региона и имеют ограниченное представление о местных традициях, контексте и истории. Обеспокоенность и предложения соседних с Афганистаном государств едва ли рассматривались Соединенными Штатами и их союзниками как варианты политики.
Администрация Байдена готова взаимодействовать с Афганистаном в ограниченной степени. Однако остаются вопросы о том, как бороться с жестким идеологическим подходом талибов ко многим политическим вопросам. В настоящее время продолжаются дебаты о том, следует ли признать «Талибан » международным сообществом. Талибан столкнулся с трудностями в установлении своего авторитета, чтобы заслужить сотрудничество с другими государствами. Что может сделать администрация Байдена для улучшения ситуации с безопасностью в Афганистане?
Во- первых, между талибами и Соединенными Штатами сильно отсутствует доверие. Проведение каких-либо предметных переговоров при таких обстоятельствах не будет эффективным. Особенно после удара американского беспилотника по лидеру «Аль-Каиды» Айману аль-Завахири остается много открытых вопросов о достоверности и честности талибов. Однако сотрудничество по ограниченному числу вопросов, важных для Соединенных Штатов и их региональных партнеров, имеет решающее значение. Незаконный оборот наркотиков и оружия, трансграничные угрозы и безопасность границ — насущные проблемы, которые невозможно решить без сотрудничества с талибами.
Во- вторых, важно, чтобы США и Запад продолжали поддерживать и тесно сотрудничать с соседями Афганистана . Несмотря на регулярные обмены между странами региона и Западом, все еще существует много пробелов во взаимопонимании. Содействие развитию и процветанию в регионе требует улучшения связности. Западные страны уже нашли способы регулярно направлять гуманитарную помощь в Афганистан, не нарушая при этом санкции против талибов. Таким образом, финансирование проектов подключения в Центральной Азии будет способствовать ее безопасности, независимости и устойчивости.
Основное внимание США и их союзников по международной коалиции следует уделить проблеме социально-экономического восстановления и развития инфраструктуры Афганистана. Повышение уровня жизни афганского народа помогло бы поддержать политику США, снизить влияние талибов и уменьшить межэтническую борьбу. Тесное сотрудничество со странами региона облегчило бы бремя взаимодействия с талибами. Никто не хочет новой гражданской войны в Афганистане, и Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы этого не произошло.
Акрам Умаров — директор Центра афганских исследований Университета мировой экономики и дипломатии. Его исследования охватывают вопросы безопасности, управления конфликтами, публичной дипломатии и развития в Центральной Азии, Афганистане и странах СНГ. Твиттер: @umarov_akram