Безвизовый режим как инструмент укрепления народной дипломатии в узбекско-китайских отношениях

Комментарий

19 мая, 2025

Делиться

Безвизовый режим как инструмент укрепления народной дипломатии в узбекско-китайских отношениях

В последние годы Китайская Народная Республика демонстрирует последовательную активизацию сотрудничества со странами Центральной Азии, что, в частности, проявляется в инициированной председателем КНР Си Цзиньпином платформе многостороннего диалога на уровне глав государств в формате «Китай – Центральная Азия». Одним из конкретных результатов углубляющегося двустороннего взаимодействия между Узбекистаном и КНР стало подписание соглашения о введении безвизового режима, состоявшееся 1 декабря 2024 года.

 

Согласно достигнутым договорённостям, с 1 июня 2025 года граждане обеих стран смогут осуществлять взаимные поездки сроком до 30 дней без необходимости оформления виз. Вступление соглашения в силу в обозначенный срок, по всей вероятности, обусловлено необходимостью завершения внутренних правовых и административных процедур, согласования механизмов межведомственного взаимодействия, а также технической подготовки инфраструктуры и погранично-пропускной системы. Кроме того, выбор даты 1 июня может быть обусловлен сезонным фактором — в летние месяцы традиционно наблюдается рост туристического и делового трафика, что делает применение соглашения особенно актуальным.

 

Следует отметить, что подписание и имплементация соглашения носит не только юридико-практический, но и значимый политический характер. Оно является символом высокого уровня взаимного доверия и стремления к дальнейшей институционализации стратегического партнёрства между двумя государствами. Упрощение въездного режима создаёт дополнительные возможности для интенсификации контактов на уровне гражданских обществ, образовательных учреждений, культурных и научных обменов — то есть для развития народной дипломатии, которая дополняет межгосударственные отношения неформальными, но устойчивыми горизонтальными связями.

 

В экономическом измерении отмена визового режима может стать дополнительным стимулом для расширения взаимодействия в сферах торговли, инвестиций, транспорта и логистики. Китай уже занимает лидирующие позиции среди иностранных инвесторов в Узбекистане, активно участвуя в реализации ключевых инфраструктурных проектов, в том числе в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Упрощение процедур пересечения границы создаёт благоприятные условия для интенсификации деловых контактов, обмена делегациями и участия предпринимательских кругов обеих стран в совместных проектах.

 

Таким образом, безвизовый режим между Узбекистаном и Китаем представляет собой не только прагматичный шаг в сфере визовой либерализации, но и инструмент, направленный на укрепление политического диалога, экономической кооперации и гуманитарных связей. Его реализация открывает новые горизонты для всестороннего развития двустороннего сотрудничества, соответствующего духу добрососедства, стратегического взаимодействия и взаимной выгоды.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.